Синдром двигательных нарушений у детей

Синдром двигательных нарушений (СДН) – расстройство двигательной сферы человека, обусловленное поражением головного мозга и нарушением работы ЦНС. Обычно поражает один или несколько отделов мозга: кора больших полушарий, подкорковые ядра, ствол. Форма мышечной патологии определяется объемом и областью поражения мозга. Недуг проявляется патологическим изменением тонуса мышц и разнообразными двигательными нарушениями.

Болезнь развивается у грудных детей 2-4 месяцев, перенесших травму или гипоксию мозга. Причинами синдрома двигательных нарушений у детей могут быть негативные факторы, оказывающие внутриутробное воздействие на плод и вызывающие перинатальное поражение центральной нервной системы. Судорожная активность мышц, их гипотония и слабость требуют срочного лечения.

СДН клинически проявляется уже в первые дни и недели жизни ребенка. У больных детей возникает гипо- или гипертонус мышц, снижается или повышается спонтанная двигательная активность, ослабляется двигательная функция конечностей, нарушается рефлекторная деятельность. Они отстают в физическом развитии от сверстников, не справляются с целенаправленными движениями и их координацией, имеют трудности со слухом, зрением и речью. Развитие мышечной ткани на разных конечностях происходит с разной интенсивностью.

Эти проблемы постепенно провоцируют нарушение психического развития и неполноценность интеллекта. Замедляется речевое и психоэмоциональное развитие. Дети с СДН начинают сидеть, ползать и ходить несколько позже своих ровесников. Некоторые из них даже в год не держат голову. Полное отсутствие произвольных движений гортанных мышц у детей приводит к нарушению глотательного рефлекса. Этот признак указывает на серьезную стадию патологии, которая требует срочного проведения терапевтических мероприятия, способных устранить столь опасную симптоматику.

Поскольку синдром не прогрессирует, его своевременное и правильное лечение дает впечатляющие результаты. Согласно МКБ-10 он имеет код G25 и относится к «Другим экстрапирамидным и двигательным нарушениям».

Этиология

Этиопатогенетические факторы, вызывающие перинатальное поражение ЦНС — ППЦНС и провоцирующие синдром:

  • Родовая травма, полученная ребенком при появлении на свет в результате применения акушером-гинекологом физической силы с целью ускорения родоразрешения.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода приводит к поражению клеток головного мозга, отвечающих за различные мышечные процессы.
  • Тяжелые и длительные роды с задержкой изгнания плода.
  • Внутриутробные нейроинфекции, проникающие в плод через плаценту от больной матери.
  • Скрытые инфекции матери – краснуха, токсоплазмоз.
  • Заболевания, передающиеся половым путем у беременной женщины.
  • Врожденные аномалии костей и суставов.
  • Большая масса плода, тазовое предлежание, неправильное вставление головки.
  • Отравления беременной женщины химическими веществами или пищевыми продуктами.
  • Генетические причины – хромосомные нарушения.
  • Физические причины — влияние электромагнитного поля или рентгеновского облучения на плод.
  • Наркомания, алкоголизм и табакокурение у беременной женщины.
  • Обвитие петель пуповины вокруг шеи и тела плода.
  • Фетоплацентарная недостаточность.
  • Гидроцефалия, обусловленная оттоком ликвора в мозге.

Точная причина в каждом конкретном случае не всегда ясна. Обычно синдром развивается при одновременном воздействии нескольких негативных факторов, причем один из них является ведущим, а остальные лишь усиливают эффект.

Симптоматика

Изменение нормальной структуры головного мозга проявляется различными расстройствами двигательной сферы. Это связано с нарушением передачи нервного импульса от структур головного мозга к скелетной мускулатуре и развитием патологического состояния в этих мышечных группах.

Клинические признаки синдрома двигательных нарушений у грудничка:

  1. Снижение мышечной силы, замедленные движения малыша.
  2. Гипотония мышц ведет к дистрофическим процессам и истончению конечностей.
  3. Ослабление или усиление сухожильных рефлексов.
  4. Параличи и парезы.
  5. Перенапряжение мышц, их спазм, судороги.
  6. Непроизвольные движения.
  7. Нарушение базовых рефлексов – хватания и сосания.
  8. Неспособность самостоятельно держать головку, поднимать и сгибать конечности, переворачиваться, сгибать пальчики.
  9. Монотонный крик и плач.
  10. Нарушение артикуляции.
  11. Бедная мимика больного, отсутствие улыбок.
  12. Запаздывание зрительных и слуховых реакций.
  13. Трудности при кормлении грудью.
  14. Судорожный синдром, синюшность кожи.

Грудные дети с СДН плохо спят, подолгу смотрят в одну точку, периодически судорожно вздрагивают. Повернуть головку и раздвинуть ножки им удается только с посторонней помощью. Одну руку больные плотно прижимают к телу. Второй рукой они двигают и берут погремушку. Полная расслабленность часто сменяется напряженностью тела. При наличии зрительных дисфункций малыш не дотягивается до нужной вещи с первой попытки.

Симптомы гипертонуса:

  • тело малыша дугообразно изгибается,
  • грудничок рано начинает держать головку, брать игрушки,
  • больной ребенок прижимает к туловищу сжатые кулачки,
  • голова повернута в одну сторону,
  • малыш становится на носочки, а не на всю стопу.

Симптомы гипотонуса:

  • больной младенец вялый,
  • он мало двигает конечностями,
  • не может удержать игрушку в руке,
  • кричит слабо,
  • ребенок запрокидывает голову назад и долго не может ее держать,
  • не начинает вовремя ползать, сидеть и вставать,
  • не держит равновесие в положении сидя, шатается из стороны в сторону.

Выделяют несколько форм патологии:

  1. с преимущественным поражением ножек — ребенок двигает ручками, «приволакивает» ножки, поздно начинает ходить;
  2. одностороннее поражение мышц всего туловища с нарушением функции глотания и речи, умственное отставание;
  3. расстройство двигательных функций из-за поражения обеих конечностей — невозможность ползать, стоять и ходить;
  4. полная неподвижность ребенка, олигофрения, нестабильность психики.

Если ребенку поставили диагноз «СДН», необходимо действовать, а не отчаиваться. Детский организм при оказании квалифицированной медицинской помощи может противостоять болезни. Бывает так, что неврологи ошибаются или ставят подобный диагноз, подстраховываясь, особенно, если симптомы малозаметны. В результате тщательного наблюдения за такими детьми диагноз снимается. Ребенок растет совершенно здоровым.

Стадии развития синдрома двигательных расстройств:

  • Ранняя стадия проявляется нарушением мышечного тонуса. Груднички 3-4 месяцев с СДН часто не поворачивают головку, а малыши 5-6 месяцев не тянутся за игрушками или страдают от судорог.
  • Вторая стадия проявляется более заметными признаками: больные 10 месяцев не держат головку, зато пытаются садиться, поворачиваться, ходить или стоять в неестественной позе. В это время происходит неравномерное развитие ребенка.
  • Поздняя стадия синдрома возникает после 3 лет. Это необратимая стадия, характеризующаяся деформацией скелета, формированием контрактур суставов, проблемами со слухом, зрением и глотанием, нарушением речи и психофизического развития, судорогами.

этапы развития ребенка в норме

В патологический процесс вовлекаются внутренние органы, что проявляется нарушением выделения мочи и кала, дизартикуляцией, дискоординацией движений. Часто синдром сочетается с эпилепсией, нарушением умственного и психического развития. Больные дети плохо воспринимают информацию, испытывают трудности в процессе еды и дыхания. В дальнейшем больные дети имеют проблемы с обучением. Это связано с расстройством памяти и способности к концентрации внимания. Гиперактивные малыши страдают от неусидчивости, у них отсутствует интерес к занятиям.

Своевременное обращение к специалистам помогает избежать серьезных последствий. Позднее выявление синдрома усложняет ситуацию. Нормальные дети на первом-втором году жизни произносят отдельные звуки, целые слоги и простые слова, а малыши с СДН — лишь непонятное нытье. Тяжелое дыхание сопровождается неконтролируемым открытием рта, носовым оттенком голоса, произношением нечленораздельных звуков. Нарушение нормальной структуры нервной ткани ограничивает самостоятельность ребенка к свободному движению и лишь частично сохраняет способность к самообслуживанию.

Диагностика

Диагностикой и лечением синдрома занимаются специалисты в области неврологии и педиатрии, которые ставят свой диагноз на основании данных, полученных из истории беременности и родов мамы. Большое значение имеют результаты лабораторных анализов, УЗИ, томографии и энцефалографии.

  1. Перинатальный анамнез — внутриутробное инфицирование, тяжелые интоксикации организма, кислородное голодание мозга.
  2. Оценка новорожденного по шкале Апгар позволяет охарактеризовать жизнестойкость младенца при появлении на свет.
  3. Нейросонография – обследование новорожденного, предполагающее сканирование мозга ультразвуком.
  4. УЗИ с допплером — исследование мозгового кровотока через родничок.
  5. Электроэнцефалография – метод исследования электрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи головы, с записью таких потенциалов.
  6. Электронейромиография проводится для оценки тонуса мышц.
  7. КТ или МРТ головного мозга позволяет обнаружить очаги поражения.
  8. Обследование у офтальмолога, ЛОРа, психиатра, травматолога-ортопеда.

Лечение

Ребенок с СДН должен наблюдаться у невролога и пройти комплексное лечение. В настоящее время существуют эффективные методики, позволяющие быстро устранить заболевание. Чем раньше синдром обнаружен, тем легче с ним бороться.

Комплекс лечебных мер, применяемых при СДН:

  • Массаж – эффективное средство, позволяющее добиться отличных результатов. Перед сеансом ребенка согревают, а после него — закутывают в шерстяное одеяло. Массажист должен специализироваться именно на работе с новорожденными и грудными детьми. Через 10-15 сеансов состояние больного значительно улучшается.
  • Лечебная физкультура восстанавливает двигательные функции и координацию движений.
  • Остеопатия — воздействие на определенные точки тела.
  • Рефлексотерапия показана детям с задержкой в созревании нервной системы и развитии.
  • Гомеопатия активизирует мозговые процессы.
  • Физиотерапия — миостимуляция при гипотонии мышц, парафинотерапия, гидромассаж, ванны, электрофорез, магнитотерапия.
  • Диетотерапия — питание продуктами, содержащими витамин B.
  • Бальнеотерапия, грязелечение, анималотерапия – общение с дельфинами и лошадьми.
  • Педагогическая коррекция, специальный режим и логопедические методики.
  • Использование вспомогательных устройств – ходунков, кресла, вертикализатора, велосипеда, тренажеров, пневмокостюмов.
  • Санаторно – курортное лечение в Крыму и на черноморском побережье Краснодарского края.

Медикаментозное лечение заключается в применении антиконвульсантов и миорелаксантов; диуретиков; препаратов, снижающих внутричерепное давление; витаминов группы В; лекарств, улучшающих микроциркуляцию в мозговой ткани; антигипоксантов; препаратов, тонизирующих сосуды. Больным назначают «Церебролизин», «Кортексин», «Цераксон», «Актовегин», «Пирацетам», «Глицин», «Нейровитан», «Мидокалм», «АТФ», «Прозерин».

Оперативное вмешательство при гидроцефалии позволяет восстановить отток ликвора. Хирурги выполняют пластику сухожилий и мышц, удаляют контрактуры. С целью исправления нарушений в нервной ткани проводят нейрохирургические вмешательства.

СДН хорошо поддается лечению, если начать его правильно и вовремя. Прогноз патологии во многом зависит от наблюдательности родителей и профессионализма врачей. Если синдром не лечить, могут развиться серьезные последствия функциональной недостаточности ЦНС – церебральный паралич и эпилепсия, которые требуют более долгой и тяжелой терапии.

Видео: пример массажа для лечения СДН

Профилактика и прогноз

Профилактические мероприятия, позволяющие избежать развития синдрома:

  1. охрана материнства и детства;
  2. исключении вредных привычек у беременных женщин;
  3. заинтересованность ребенка познаванием окружающего мира с помощью красочных картинок и ярких игрушек;
  4. ходьба босиком, ЛФК, лечебный массаж, занятия на фитболе,
  5. частые пальчиковые игры, ходьба по рельефным поверхностям.

СДР — излечимая болезнь, с которой нужно бороться. Легкая форма патологии хорошо поддается адекватной терапии. Более тяжелые случаи требуют особого подхода. Если родители не заметят опасных симптомов и не обратятся вовремя к врачу, у ребенка возникнут сложности с ходьбой и обучением. Запущенные формы осложняются умственной отсталостью и эпилепсией. Любое промедление в лечении может превратить легкий случай в сложный процесс.

Одной из патологий двигательной активности является синдром двигательных нарушений у детей. В основном болезнь проявляется у грудничков. В группу риска входят дети, перенесшие кислородное голодание (гипоксию), а также получившие травму черепа.

Виды СДН

Болезнь может прогрессировать, поэтому, чем раньше ее идентифицировать, тем больше шанс на положительный исход. При адекватном лечении малыша можно вылечить. Врачи выделяют такие виды синдрома:

  • Мышечная гипотония. Главный признак − понижение мышечного тонуса. Этот вид синдрома двигательных нарушений в основном встречается у детей до года, но иногда его обнаруживают в старшем возрасте.
  • Мышечный гипертонус. Отмечается значительно повышенный тонус. Малыш не способен к длительной поддержке равновесия. Родители могут заметить проблемы в развитии хватательной способности.

Синдром двигательных нарушений у детей

  • Мозжечковый синдром. При данной патологии возникает нарушение функционирования мозжечка. Пациент с данным синдромом имеет походку, напоминающую человека в состоянии алкогольного опьянения.
  • Тонический лабиринтный рефлекс. У малыша не получается сесть или перевернуться на другой бок.
  • Детский церебральный паралич.

При определении вида нарушений у пациента наиболее часто встречается заболевание ДЦП.

Симптомы заболевания

Отличительная черта болезни − синдром двигательных нарушений не имеет специфических симптомов, встречаемых только у этой патологии. В основном, это признаки, которые могут быть даже у здоровых детей. Родителям стоит быть очень осторожными. Конечно, не нужно ребенка водить к доктору из-за любой мелочи. Однако игнорировать признаки возможной патологии тоже не стоит, иначе все может быть очень плачевно.
Основные симптомы синдрома двигательных нарушений у детей – это:

  • бедность мимики;
  • плач без причин, чаще всего монотонный;
  • чадо постоянно берет в руки игрушки, но как будто не знает, что делать дальше с ними;

Плач без причин — это один из симптомов недуга

  • выражение эмоций запаздывает, например, первые попытки улыбнуться в три-четыре месяца;
  • замедленные реакции на внешние раздражители;
  • утрудненное дыхание;
  • проблемы с речью, вследствие чего чадо поздно начинает говорить.

Если все-таки вы замечаете несколько симптомов у малыша, тщательнее за ним наблюдайте. При подозрении на синдром нарушения двигательной активности грудных детей стоит обратиться к специалисту.

Причины появления синдрома двигательных нарушений

В некоторых случаях риск приобретения СДН возрастает. Например, если беременная женщина или сам новорожденный страдали от гипоксии, существует высокая вероятность получить отклонения в работе мышц и координации. Также в утробе может быть неправильно сформулированный опорно-двигательный аппарат.

Еще одна причина – инфекция ЦНС. Беременная женщина через плаценту может заразить плод. Однако иногда синдром двигательных нарушений возникает после осложнений во время родов, в том числе когда акушеры-непрофессионалы пытаются при помощи силы вытолкнуть малыша, причиняя ему травмы. После такого ребенок рискует получить синдром двигательных нарушений.

Беременная женщина через плаценту может заразить плод

После родов родители обязаны пристально наблюдать за малышом. В два-четыре месяца уже есть возможность диагностировать СДН, но для этого нужно тщательно наблюдать за своим ребенком. Родители не должны бояться обратиться к специалисту и услышать диагноз. СДН нельзя назвать приговором, ведь при правильном лечении малыш будет абсолютно здоровым.

Больной ребенок должен проходить курс лечения под присмотром доктора-невролога. Наиболее эффективными методами являются массаж и лечебная физкультура. Лечение синдрома двигательных нарушений у детей является комплексным и многоэтапным. Перед тем как сделать назначение, врач должен определить конкретные отклонения у ребенка (проблемы с походкой, сидением или ползанием).

Расслабляющий массаж дает результат и считается наиболее эффективным методом лечения. Но это при условии, что он проводится профессионалами. Этот способ не потерпит самодеятельности, в противном случае синдром может даже усугубиться. Рекомендуется провести 15 сеансов массажа. Если синдром был диагностирован до года, то ребенку нужно 4 курса. Желательно, чтобы каждый состоял из 20 сеансов массажа.

Подробнее о количестве походов к массажисту можно узнать от доктора, который порекомендует оптимальное количество сеансов, в зависимости от вида СДН. Также во время процедуры должна использоваться определенная мазь. Какая из них подойдет именно для вашего ребенка, вам расскажет специалист.

Расслабляющий массаж дает результат и считается наиболее эффективным методом лечения

Лечебная физкультура несколько уступает по эффективности массажу, однако является неотъемлемым элементом успешного лечения. При занятиях ЛФК нужно уделять особое внимание нижним конечностям. Перед началом упражнений рекомендуется надеть на ножки малыша шерстяные носочки. Не лишним будет сделать после окончания занятий физкультурой парафиновые сапожки. Их можно заменить ванночками из отварного овса.

Еще один метод лечения – физиотерапевтические процедуры. К ним относят:

  • электрофорез,
  • ультрафиолетовое облучение,
  • фонофорез.

Эти процедуры помогут в скорейшем выздоровлении, но только на них рассчитывать не стоит.

Также иногда назначается медикаментозное лечение ребенка. Однако, несмотря на высокую эффективность, родители предпочитают отказаться от него.

Народная медицина при СДН не проявила себя с хорошей стороны, она не дает результатов. Но это не мешает некоторым родителям забыть о назначениях врача и выискивать все новые и новые рецепты в Интернете или в старых книжках, тетрадях мам и бабушек. Тем самым они упускают время и возможность помочь своему ребенку.

Наиболее результативный метод лечения при задержке в развитии ЦНС – рефлексотерапия.

    Профилактика

    Гораздо легче предотвратить заболевание, чем потом его лечить. В первую очередь беременной женщине нужно делать все для того, чтобы ребенок в утробе не нуждался в кислороде и питательных веществах. Нужно серьезно отнестись к выбору акушера-гинеколога.

    Когда ребенок уже способен сидеть и ползать, предоставьте ему возможность изучать предметы вокруг. Дайте ему как можно больше игрушек, красочных картинок. Но не забывайте о мерах предосторожности, исключите возможность ребенка добраться до розеток, вылезти на подоконник или проглотить маленькие вещи. Также не стоит забывать о гимнастике. Играйте с ребенком в пальчиковые игры и при возможности выделите ему отдельную комнату.

    Максимальная коррекция функций двигательного аппарата возможна после выяснения причин, по которым они нарушились. Мы поможем вам пройти обследование и лечение в ведущих клиниках мира, узнайте больше +7 (495) 023-10-24.

    Виды двигательных нарушений

    Известны такие виды двигательных функций, как поддержание положения тела и собственно движения. Регуляция движений происходит с участием пирамидной и экстрапирамидной систем. За координацию движений отвечают мозжечок и базальные ганглии.

    Выраженность двигательных нарушений преимущественно зависит от того, на каком уровне расположен патологический процесс и какова степень повреждения систем, регулирующих функции движения. Расстройство двигательного аппарата может наступить по таким причинам:

    • Патология нервной системы
    • Нарушения пирамидной системы
    • Патология экстрапирамидной системы
    • Нарушение функции мозжечка.

    Различают такие виды двигательных расстройств, характерных для заболеваний нервной системы:

    • Гипокинезия представляет собой уменьшение скорости и объема произвольных движений;
    • Гиперкинезия проявляется насильственныминепроизвольнымидвижениями;
    • Атаксия – это нарушение координации движений;
    • Гиподинамия – снижение силы мышечных сокращений и двигательной активности.

    При патологии пирамидной системы могут определяться такие виды двигательных нарушений, как гипокинезии, которые проявляются парезами или параличами. Когда поражена одна нога или рука, говорят о моноплегии, паралич обеих верхних или нижних конечностей обозначается какпараплегия. Если у пациента имеется поражение одной половины тела, применяют термин «гемиплегия», а в случае паралича всех конечностей уместно употреблять обозначение «тетраплегия».

    При параличе из-за нарушения иннервации мышц полностью отсутствуют произвольные движения. В случае пареза уменьшается амплитуда и сила произвольных движений.В зависимости от того, где расположен очаг поражения, параличи могут быть центральными и периферическими. Для того чтобы понять суть различных видов двигательных нарушений, следует вспомнить строение рефлекторной дуги. От рецепторов импульс по центростремительным нейронам поступает в кору мозга, откуда по центробежным нейронам передается мышцам.

    Причиной периферического вялого паралича может быть повреждение или полное нарушение целостности двигательного нейрона. Оно наступает в случае таких заболеваний:

    • Механическое повреждение нервов;
    • Миастения;
    • Ботулизм;
    • Полиомиелит;
    • Действие ядов и токсинов;
    • Амиотрофический склероз;
    • Энцефалит.

    О периферическом параличе говорят при наличии таких признаков:

  1. Атония – характеризуется снижением мышечного тонуса. В парализованной конечности может отмечаться дряблость мышц, они становятся вялыми и тестообразными. Могут возникать пассивные движения в парализованной руке или ноге.
  2. Арефлексия – отсутствие двигательных рефлекторных реакций. Также не фиксируются и защитные движения.
  3. Атрофия проявляется уменьшением массы мышцы, которая теряется вследствие ухудшения трофики.
  4. Перерождение мышц и нервов. Появляется извращенная реакция нефункционирующего нерва и парализованной мышцы на раздражающее действие электрического тока.

Гипотония мышц

При поражении первого нейрона может возникать центральный паралич. Он развивается вследствие таких этиологических факторов:

  • Травма, отек и новообразования головного мозга
  • Тромбоз и эмболия церебральных сосудов.

Признаки центрального паралича.

1. Гипертонус — тонус мышц повышен в состоянии покоя и при выполнении пассивных движений

2. Патологические рефлексы — появляются врожденные рефлексы

3. Перерождение нервов и мышц — отсутствует

4. Синкинезии — в парализованной конечности происходят непроизвольные движения одномоментно с произвольными движениями, выполняемыми здоровой конечностью

Двигательные нарушения могут являться проявлением поражения экстрапирамидной системы. Она включает в себя такие разделы, как полосатое и красное ядро, черную субстанцию,а также Льюисово тело, ядра моста и зрительного бугра.При наличии их патологии меняется мышечный тонус. Насильственные непроизвольные движения называются гиперкинезами. Они могут иметь характер быстрых или медленных расстройств. Нервный тик, судороги, хорея и тремор относят к быстрым гиперкинезам.

Непроизвольные сокращения мышц называются судорогами. Они бывают клоническими и тоническими, а также смешанными. При хорее или эпилепсии имеет место такой вид судорог, как клонические. Они могут характеризоваться тем, что период сокращения мышц резко меняется их расслаблением. Когда развиваются клонические судороги мускулатуры, обеспечивающей речевую функцию, человек начинает заикаться.

Для тонических судорог характерные продолжительные мышечные сокращения без соответствующих периодов расслабления (например, опистотонус при столбняке).

Опистотонус при столбняке

Непроизвольные слабые сокращения скелетной мускулатуры, которые возникают из-за попеременного изменения тонуса сгибателей и разгибателей, называются тремором. Для хореи характерны быстрые, неритмичные, непроизвольные, нескоординированные размашистые сокращения различных групп мышц, которые происходят при значительном снижении тонуса мышц.

Атеноз и кривошея относятся к медленным гиперкинезам. Атеноз характеризуется непроизвольными стереотипными червеобразными, плавными, вычурными движениями, которые возникают в случае одновременных сокращений мышц агонистов и антагонистов. Чаще всего у ребенка можно наблюдать напряженные медленные движения пальцев рук.

В результате спазма мышц шеи с одной стороны на протяжении длительного времени развивается заболевание, которое называется спастическая кривошея. Ее причиной может быть отек, родовая травма, новообразование в области заднего моста или кровоизлияние.

При поражении мозжечка определяются такие симптомы нарушения двигательной функции:

1. Атаксия – нарушение походки. Пациент ходит с широко расставленными нижними конечностями, выполняет избыточные движения, как будто он пьяный;

2. Астазия. Пациент не способен удерживать нормальное, правильное положение головы и тела в пространстве;

3. Атония – выраженное снижение мышечного тонуса;

4. Дизартрия –наличие расстройства речи. Оно выражается в том, что пациенту сложно произносить отдельныезвуки, слова или слоги;

5. Дизэквилибрация – снижение равновесия во время движения.

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата

Нарушение опорно-двигательного аппарата определяется у многих детей. Причиной патологии могут быть как внутриутробные аномалии развития, так и травмы, а также заболевания опорных органов.

Виды патологии опорно-двигательного аппарата
1. Заболевания нервной системы — полиомиелит, детский церебральный паралич

2. Врожденные нарушения опорно-двигательного аппарата — аномалии развития позвоночника; врожденный вывих бедра; недоразвитие и дефекты конечностей; косолапость, кривошея и иные деформации стоп; артрогрипоз; дефекты развития пальцев кисти
3. Приобретенные болезни и травмы опорно-двигательного аппарата — травматические нарушения целостности конечностей, травма спинного и головного мозга; полиартрит; заболевания костей скелета; системная патология скелета

Двигательный дефект является основным у пациентов детского возраста. У них наиболее часто диагностируется церебральный паралич. Особенностью этого заболевание является сочетание двигательных расстройств с нарушениями речи и психики. Эти дети нуждаются в специальном подходе. Им, кроме лечения и социальной помощи, необходимо обучение согласно индивидуальным программам, помощь психолога и логопеда.

Такие дети должны быть адаптированными в окружающий мир. У большинства маленьких пациентов, страдающих патологией опорных органов, отсутствуют нарушения познавательной деятельности. Они не нуждаются в примененииспециальных методик обучения и воспитания. Им необходимо создать особые условия жизни и возможность обучения, а впоследствии трудиться.

Нарушение двигательной функции присутствует также при миелопатии. Она развивается после заболевания или травматического повреждения позвонков. Заболевание могут вызвать такие факторы:

  • Сдавление спинного мозга фрагментами позвонков, кровью или воспалительным экссудатом.
  • Кислородное голодание вследствие сдавления или нарушения проходимости позвоночных артерий.
  • Механическое повреждение спинного мозга, возникающее в результате травмы.

Заболевание проявляется частичной или полной утратой произвольных движений, нарушением чувствительности, а также расстройством функции органов таза.

При воздействии внешних факторов нарушается целостность костей скелета. Перелом кости проявляется болью, нарушением движения, припухлостью и деформацией в месте перелома. Если травмирующий фактор воздействует на позвоночник, может произойти перелом позвонков. При этой травме тяжесть двигательных нарушений зависит от расположения места перелома и нарушения целостности спинного мозга.

Двигательные нарушения при детском церебральном параличе

При недоразвитии структур головного мозга развивается детский церебральный паралич. Во время внутриутробного развития плода мозг эмбриона может повреждаться вследствие таких причин:

• Интоксикации и инфекционные заболевания матери в период гестации;
• Механические и психические травмы;
• Конфликт, возникший между антигенами АВ и Rh крови плода и беременной женщины;
• Внутриутробная асфиксия или гипоксия плода.

Родовая травма, в результате которой происходит кровоизлияние в головной мозг ребенка, а также асфиксия новорожденноготакже приводят кдетскому церебральному параличу. Причиной заболевания может быть травма и нейроинфекции, перенесенные малышом на первом году жизни. Предрасполагают к этой патологии такие факторы, как недоношенность и переношенность, а также заболевания органов сердечнососудистой системы матери.

Все дети, у которых диагностирован детский церебральный паралич, в зависимости от того, насколько у них выражены нарушения двигательных функций, делятся на три группы:

1. Дети, имеющие тяжелую патологию. Некоторые из них не способны прямо стоять и ходить, захватывать и удерживать предметы. Они не могут освоить навыков самообслуживания. Другие же с трудом могут передвигаться при помощи посторонних и частично себя обслуживать;

2. Дети, у которых нарушение двигательной функции выражено в средней степени. Большинство из них могут передвигаться на небольшое расстояние самостоятельно. Они способны сами себя обслуживать, но недостаточно автоматизированы;

3. Дети, имеющие легкие нарушения. Они могут самостоятельно ходить, уверенно себя чувствуют на улице и в закрытом помещении. У них полностью сформированы навыки самообслуживания. Иногда наблюдается нарушение походки, патологические позы или насильственные движения.

Двигательные нарушения у детей проявляются в отсутствии или недостатке контроля функционирования мышц со стороны центральной нервной системы. Для этого заболевания характерно нарушение высших корковых функций. Определяются признаки поражения базальных ядер и пирамидных путей.

Если головной мозг развивается нормально, стадийно происходит и становление нервной системы. В зависимости от последовательности созревания мозговых систем поэтапно развиваются движения. Более совершенные и сложные их формы сменяют элементарные.
У ребенка, страдающего детским церебральным параличом, нарушены и последовательность, и скорость созревания двигательных функций. У него в более старшем возрасте присутствуют примитивные врожденные рефлекторные формы двигательной активности. Если развитие происходит нормально, то к трем месяцам жизни малыша эти рефлексы угасают. Благодаря этому создается благоприятная основа для того чтобы развивались произвольные движения.

Когда хватательный рефлекс и рефлекс отталкивания проявляются к шести месяцам, существует риск поражения двигательных участков коры головного мозга. Патологические рефлексы могут впоследствии усиливаться, что приводит к существенной задержке формирования очень важных произвольных двигательных актов.

Второй специфичной особенностью этих детей является отставание в формировании моторных функций. Они поздно садятся, становятся на ножки и начинают ходить. Еще позже формируются сложные моторные акты, а также тонкие и дифференцированные движения, которые так нужны для самообслуживания, изобразительной, игровой, трудовой и учебной деятельности.
Иногда кажется, что с возрастом заболевание усугубляется, однако, это ошибочное мнение. Детский церебральный паралич – это заболевание, которому не свойственно прогрессировать. К растущему организму предъявляются все большие требования, которым не соответствуют двигательные возможности ребенка.

Различают такие виды двигательных нарушений у детей, которые страдают церебральным параличом:

1. Нарушение тонуса мышц. Они могут быть спазмированными, ригидными. Отмечается гипотония или дистония мускулатуры. Если ребенок пытается произвести какое-либо движение, мышечный тонус нарастает. Ноги могут быть приведенными и согнутыми в коленных суставах. Основная опора приходится на пальцы. Дети прижимают руки к туловищу и сгибают в локтевых суставах, а пальцы сжимают в кулаки. По причине значительного повышения мышечного тонуса происходит деформация конечности. Если имеет место ригидность, то мышцы также могут быть напряженными и находиться в состоянии «тетануса». Отсутствует слаженность и плавность мышечного взаимодействия. При низком мышечном тонусе мышцы туловища и конечностей становятся дряблыми, вялыми и слабыми. Отмечается значительно больше нормального объем пассивных движений. Непостоянным признаком нарушения мышечного тонуса является дистония. Для нее характерно расслабленное состояние мышц в покое, но при попытках осуществить движение тонус резко нарастает;

2. Парезы и параличи. Те или иные движения в зависимости от степени тяжести поражения мозга малыша могут полностью или частично отсутствовать. Также снижается мышечная сила. Ребенок либо затрудняется, либо вовсе не может поднять вверх руки или вытянуть их в стороны, вперед, а также согнуть или же разогнуть ногу. В связи с этим затрудняется развитие таких важных двигательных функций, как манипулятивная деятельность и ходьба. Если имеют место парезы, то, прежде всего, страдают тонкие и дифференцированные движения (ребенок, например, не может выполнить изолированных движений пальцев верхней конечности);

3. Насильственные движения. Они проявляются в виде тремора и гиперкинезов. Тремор может быть наиболее выраженным при целенаправленных движениях и усиливаться в их конце (например, когда ребенок при закрытых глазах пытается приблизить палец к носу);

4. Атаксия – нарушение равновесия и координации движений. Ребенок неустойчиво сидит, стоит и ходит. В особо тяжелых случаях дети не могут без посторонней помощи сидеть или стоять.Отмечаются неточные, несоразмерные движения. Такой ребенок не может захватить и переместить предмет. Когда он пытается выполнить эти движения, отмечается тремор. Нарушается также координация тонких, более дифференцированных движений;

5. Кинестезии – нарушение ощущений движений. Они обедняют двигательный опыт ребенка и задерживают формирование тонких движений;

6. Неполное развитие статокинетических рефлексов, благодаря которым формируется вертикальное положение тела и произвольная моторика. По этой причине ребенку очень тяжело удерживать туловище и голову в нужном положении. У него возникают определенные трудности в овладении не только учебными и трудовыми навыками, но и элементами самообслуживания;

7. Непроизвольные содружественные движения – синкинезии. Они возникают при активных движениях. Так, например, если ребенок пытается одной рукой взять предмет, у него сгибается и другая рука.

Клинические формы детского паралича

Формы детского церебрального паралича определяются в зависимости от повреждения тех или иных систем мозга. Различают такие виды заболевания:

• Спастическая диплегия;
• Двойная гемиплегия;
• Гемипаретическая форма;
• Гипекинетическая форма;
• Атонически-астатическая форма.

Для всех форм детского церебрального паралича характерны те или иные проявления нарушения двигательных функций. Они развиваются в разное время – некоторые определяются с рождения, а другие с возрастом. У них страдает психическое развитие, нарушается внимание. Дети не могут сосредоточиться на продолжительное время.

Многие из них не реагируют на звуковой или световой раздражитель поворотом головы. Они не узнают сложных изображений. В некоторых случаях нарушается слух. Для всех форм заболевания характерно нарушение пространственного восприятия. Дети становятся неспособными воспринимать объем, что сказывается на состоянии их психики.

У них нарушаются все виды памяти, позже формируется наглядно-мысленное мышление. Дети не могут определить сходство и различие предметов. У них возникают проблемы с речью. Из-за двигательных нарушений больные дети не могут общаться со сверстниками. У них недостаточно развиты волевые качества.

Особенностью детей с церебральным параличом является появление вторичных нарушений. У них развиваются деформации костей и тугоподвижность в суставах, кифосколиоз. Из-за нарушения всасывания спинномозговой жидкости повышается давление ликвора.Дети становятся вялыми, апатичными, часто срыгивают. Определяется выбухание большого родничка.

Могут возникать болезненные эпилептикоформные пароксизмы. Нарушается функция вегетативной нервной системы, что проявляется расстройствами сна, периодическим необоснованным подъемом температуры тела, снижением аппетита.

Дети с церебральным параличом нуждаются в специальном уходе. Если ими заниматься с рождения, то шанс повысить качество жизни возрастает во много раз. Позвоните нам и узнайте больше +7 (495) 023-10-24.

Особой проблемой в раннем возрасте становится нарушение двигательной функции у детей, причем в период новорожденности и младенчества расстройства движения существенно и принципиально отличаются от таковых во взрослом возрасте и даже у детей постарше.

Обычно проблемы двигательной сферы связаны с поражениями нервной системы – особенно головного либо спинного мозга, которые отвечают за двигательные функции и их координацию. Могут также быть и проблемы, связанные с повреждением периферических звеньев двигательных цепей – нервными волокнами и самими мышцами, как это возможно при некоторых врожденных патологиях.

Чаще всего в раннем возрасте двигательные расстройства проявляются в нарушении мышечного тонуса либо проблемах с рефлексами и движениями. Расстройства движения могут иметь как легкий и легко устранимый только за счет массажей и гимнастики вид, так и серьезные прогрессирующие расстройства, вплоть до таких патологий, как ДЦП.

Оглавление: Сложности в определении проблем грудничков Мышечная гипотония: причины развития, проявления Чем опасна гипотония, каково ее влияние на развитие младенцев Дистонический синдром у детей Мышечная гипертония у детей Мозжечковые расстройства: роль в двигательных расстройствах детей Формирование ДЦП как крайний вариант расстройств Методы лечения малышей

Сложности в определении проблем грудничков

Нервная ткань еще не завершила свое развитие к периоду рождения, и процесс ее созревания и становления продолжается. Поражения обычно имеют серьезный масштаб и сложности в выявлении. Если в период беременности или в родах возникли повреждения нервной системы и мозговой ткани, обычно это генерализованные (обширные) повреждения, и крайне трудно определить начальную локализацию повреждений, наиболее пострадавшую область (например, где есть гематома, киста, область ишемии). Иногда неврологи могут говорить только о преобладающем поражении в тех или иных отделах мозга – стволе, мозжечке, височной, лобной доле.

В двигательных актах задействуются пирамидная система и экстрапирамидная (это особые области, где проходят дуги двигательных рефлексов). В раннем возрасте даже опытным врачам порой нелегко отличить пирамидные повреждения от других, а это важно для дальнейшей тактики и прогноза. Основные критерии и характеристики, которыми оперируют в диагностике проблем с нервной системой и двигательной сферой малышей являются:

  • Тонус мышц
  • Рефлекторные акты.

Важно

Оценить тонус мышц правильно может только врач, знакомый с возрастной физиологией детей, так как на первом году изменения тонуса достаточно существенны, равно как и рефлексов малыша.

Особенно важно оценить правильно тонус мышц у детей при рождении и затем, в периоды до трех месяцев и с трех до полугода – у них имеется особенность – физиологическая гипертония мышц, проходящая в определенные периоды. Расстройства двигательных функций при СДН (синдроме двигательных нарушений) могут проявляться в виде:

  • Дистонии мышечных областей тела
  • Гипертонии мышечных элементов (локальная или диффузная)
  • Гипотонии мышц (также локальная или распространенная).

Обратите внимание

Изменение тонуса мышц – это не болезнь, это всего лишь патологический синдром, вызванный определенными изменениями нервной системы (результатом травмы, ишемии, иных повреждений).

Мышечная гипотония: причины развития, проявления

При синдроме гипотонии мышц у малышей наблюдается сниженное сопротивление к пассивным движениям, также типично увеличение объемов, если врач или родители производят движение ручками-ножками. То есть, сгибание ручек и ножек крохи не встречает сопротивления, в тяжелых ситуациях дети могут быть похожими на «тряпичных кукол». При выраженной гипотонии мышечных элементов может существенно ограничиваться произвольная двигательная активность либо страдает спонтанная (хаотичные движения новорожденных детей), которая обусловлена рефлексами, связана с нормальными сухожильными рефлексами, либо патологическими (ненормальным их повышением или снижением). Иногда некоторые рефлексы могут даже отсутствовать (выпадать), все зависит от конкретики поражения нервной системы.

Синдром мышечной гипотонии неврологами особенно часто выявляется у деток в период новорожденности и в грудном возрасте, он может формироваться с самого рождения или же развивается и преобразуется во все более тяжелый по мере роста малыша.

Врожденная гипотония мышц типична для:

  • Тяжелой гипоксии, перенесенной внутриутробно ил в родах, асфиксии ребенка
  • Врожденных форм нервно-мышечных болезней
  • Травмы головки или области позвоночника в родах, с вовлечением головного или спинного мозга
  • Поражения в родах периферических нервов (зоны локтевого или плечевого, бедренного, лицевого)
  • Наследственных обменных расстройств, приводящих к изменению питания нервной ткани
  • Хромосомных синдромов, генетических аномалий
  • При наличии патологий с врожденным слабоумием либо ситуациями, где оно приобретается в раннем возрасте.

Также стоит знать, что гипотония мышц может впервые себя проявить либо становиться более серьезной и тяжелой в любом этапе взросления, иногда ее проявление формируется через несколько месяцев с момента родов и ее течение неуклонно прогрессирует до тяжелых состояний. При этом речь идет о выраженной и достаточно распространенной гипотонии, которая захватывает большой объем мышц, приводит к резким отклонениям в здоровье ребенка.

Важно

Гипотония, которая была выражена с раннего детства, может постепенно перейти в нормальный мышечный тонус или дистонические состояния, гипертонию мышц, либо же она остается одним из ведущих симптомов СДН у детей на всем протяжении первого годика жизни.

Степень выраженности подобной аномальной мышечной гипотонии среди малышей может варьировать от легкого и незначительного снижения (слабо ощущается сниженное сопротивление пассивным действиям и движениям) вплоть до полного выключения активных движений и практически полной атонии либо неподвижности.

Чем опасна гипотония, каково ее влияние на развитие младенцев

Естественно, что нарушенный тонус мышечных волокон может существенно влиять на здоровье ребенка и нарушать его полноценное развитие, особенно если речь идет о гипотонии.

Обратите внимание

Если снижение мышечного тонуса выявляется в нерезкой форме и нет его сочетания с какими-либо иными неврологическими патологиями, подобное состояние либо никак не влияет на рост и физиологическое развитие крохи, либо приводит к торможению и запаздыванию в сроках психо- моторного развития ребенка, обычно начиная со второго полугодия, в это время особенно активно должны формироваться двигательные акты и важнейшие навыки.

Причем типично то, что отставание в развитии происходит неравномерно, могут тормозиться достаточно сложные двигательные акты и функции, которые могут требовать для своего осуществления одновременного и согласованного взаимодействия различных мышечных групп. Примером может быть тот факт, что ребенок примерно девяти месяцев с наличием мышечной гипотонии, если его посадит врач или родители, может сидеть, а вот самостоятельно он садиться, координируя свое тело – не может.

Есть варианты мышечной гипотонии:

  • локализованная в области одной конечности, возникающая как травматическое воздействие (парезы руки либо ноги). В таких случаях задержка в формировании навыков будет ограничена пораженной зоной и ее влиянием на все остальное тело ребенка.
  • распространенная, с четко выраженным наличием серьезной мышечной гипотонии. Данный факт может оказывать тяжелое и существенное воздействие на двигательное развитие малышей. К примеру, развитие двигательных актов при такой патологии как спинальная амиотрофия (она же синдром Гоффмана-Верднига) у десятимесячного ребенка соответствует уровню трехмесячного.

Задержки в развитии двигательных функций, естественно, могут становиться причиной и особенностей в формировании и становлении психических функций ребенка. Важно понимать, когда отсутствует возможность произвольного захватывания ручками предметов, это приводит к неполноценному формированию зрительно-моторного координирования и различных манипуляций с предметами и игрушками.

Нередко формирование мышечной гипотонии сочетается с различными другими неврологическими расстройствами в виде пареза черепных нервов, развития гидроцефалии или судорожного синдрома, все это в комплексе с отягощающими обстоятельствами влияет на задержку нормального развития и определяется не только сниженным мышечным тонусом, но и всеми остальными влияниями.

Параллельно стоит отметить, что локализация и степень выраженности сниженного тонуса мышц, его влияние на торможение физического, а также психического развития будет во многом зависеть от заболевания, что привело к подобным явлениям. При наличии судорожного синдрома, на фоне врожденного слабоумия (либо ранней приобретенной формы) не только гипотония, а еще и задержка в психическом развитии приводит к явно выраженным отставаниям и освоении положенных движений.

Дистонический синдром у детей

В понятие СДН у малышей в первый год после рождения может включаться также такое состояние как дистония мышц – это чередование в мышечных группах конечностей (обычно ручек или ножек, реже тела) как сниженного мышечного тонуса, так и повышенного, либо изменение тонуса мышечных элементов исходя из определенных влияний на нервную систему.

Так, в состоянии покоя у таких малышей при наличии только пассивных двигательных актов будет выражена явная мышечная гипотония, имеющая общий характер. Но при попытках выполнения ими определенных движений, либо на фоне положительных эмоций или отрицательных начинается нарастание мышечного тонуса, возникает формирование выраженных патологических рефлексов, имеющих преимущественно тонический характер. Это явление называют приступами дистонических атак.

Обратите внимание

Особенно часто подобный феномен дистонических расстройств наблюдают у тех малышей, которые перенесли при рождении гемолитическую болезнь, родились при вынашивании резус-конфликтной или несовместимой по группе крови беременности.

При резко выраженном синдроме дистонии мышц формируется сложность с развитием у карапуза полноценных выпрямляющих рефлексов в области туловища, плюс страдает становление реакций равновесия. Это связано с постоянно изменяющимся мышечным тонусом. Когда это синдром легкой и преходящей дистонии мышц, он не будет оказывать выраженного негативного влияния в процессе роста и развития малыша по мере возраста. Постепенно, по мере дозревания мозговых центров, все выравнивается.

Мышечная гипертония у детей

Синдром гипертонии отдельных элементов или целых мышечных групп будет характеризоваться обратными явлениями, нежели при гипотонии. Это усиленное сопротивление пассивным движениям, кроме того, ограничение в силу этого произвольной либо спонтанной двигательной активности младенцев. Также типично повышение рефлексов сухожилий с расширением зоны из возникновения, патологическими установками ручек и стоп (вывернуты, зажаты). Обычно повышенный тонус мышц может преобладать в области сгибательных групп мышц, а также удерживающих позу, могут быть существенно изменены мышцы в области бедер и плеч, что выражается в принятии ребенком определенной типичной позы. Но только исходя из позы диагноза не ставят и гипертонию мышц сразу же не определяют – это дополнительные и относительные критерии патологий.

Обратите внимание

Дополнительными критериями будут изменение врожденных рефлексов и особые симптомы Гордона, рефлекс Бабинского или Оппенгейма. В нормальных условиях они слабовыраженные, имеют непостоянное возникновение и по мере того, как ребенок развивается, слабеют и угасают. На фоне повышенного тонуса мышц они постоянно отмечаются, причем не имеют динамики угасания.

По степени выраженности синдром гипертонии мышц может иметь варианты от незначительного повышения и усиленного сопротивления для пассивных движений грудничка до полной обездвиженности и кованости (это именуют децеребрационной ригидностью – полная невозможность произвольных и иных движений, настольно тонизированы мышцы).

В таких серьезных случаях даже применение медикаментов, обладающих свойствами мышечных релаксантов (расслабляют мышцы) не может привести к расслаблению мышц, и тем более невозможно осуществление пассивных движений руками родителей или врача.

Если синдром гипертонии имеет слабое проявление, не сочетается с наличием патологических (они же тонические) рефлексов либо не осложнен иными неврологическими расстройствами, он будет влиять на развитие не сильно. Обычно это проявляется в торможении развития двигательных способностей у детишек в первые месяцы (до годика) – они позже переворачиваются, татем начинают ползать и т.д. Исходя из локализации, в каких группах мышц больше повышен тонус, тормозиться будет освоение тех или иных навыков и двигательных актов.

Например, если избыточен мышечный тонус в области ручек, может отмечаться задержка в развитии направленных движений ручками в отношении объектов, сложности с захватом игрушек или манипуляциях с предметами. Особенно выражено может страдать хватательный навык в руках. Параллельно с тем, что малыши позже начинают хватать вещи и игрушки для манипуляций, у них на длительное время сожжет оставаться специфический (ульнарный) захват – они берут предметы всей кистью. А вот пинцетные захваты пальчиками могут формироваться медленно, в части случаев требуя особых занятий и дополнительного стимулирования. Может тормозиться развитие формирование защитных функций руки, в этих ситуациях будут соответственно тормозиться и реакции удержания равновесия лежа на животе, при обучении сидению и вставанию, а также при хождении.

Если страдает мышечный тонус ножек, могут тормозиться опорные реакции со стороны ног и навыки самостоятельного присаживания, затем такие дети с трудом и неохотой встают на ножки, отдавая предпочтение ползанию, при поддержке у опоры встают на цыпочки.

Рекомендуем прочитать: Чем опасен и как распознать гипертонус мышц у младенцев

Мозжечковые расстройства: роль в двигательных расстройствах детей

Мозжечок человека относится к важным мозговым центрам, он отвечает за координацию движений и статику, а также плавность и сочетанность двигательных актов, поддержание позы. Поражения мозжечкового характера у малышей с раннего детства могут быть результатом внутриутробного его недоразвития (агенезия мозжечка — недоразвитие, гипоплазия – уменьшение объемов), а также он может быть поражен в результате родовой травмы либо перенесенной острой асфиксии в родах. Иногда особым вариантом могут быть наследственные проблемы его развития или ранняя дегенерация, отмирание тканей вскоре после рождения.

Подобные проблемы привозят к снижению тонуса мышц, проблемам с координацией движений в ручках, а также расстройствами равновесия, когда дети постепенно овладевают навыками по возрасту – учатся сидеть и стоять, затем ходить. Кроме того, для мозжечковых синдромов типично появление дрожания в руках и ногах, проблемы с координацией и неустойчивостью походки, их можно определить уже после того, как дети овладеют произвольными и активными движениями.

Важно

Впервые родители могут начать подозревать проблемы в координации, если понаблюдают за детьми и тем, как они тянутся к игрушкам, могут их захватывать ручками и тянуть ко рту, а также как они стоят или сидят, потом уже ходят.

Дети в грудном возрасте, имеющие проблемы мозжечка и координации, в попытках хватания и удержания игрушек могут делать массу лишних движений, особенно подобное ярко выражено, когда младенцы находятся в сидячем положении. Самостоятельное сидение у них формируется с выраженным запозданием, около 10-12 месяцев, зачастую в этом периоде дети с трудом удерживают равновесие, немедленно падают при необходимости поворота в стороны либо при необходимости брать предметы. Ребенок боится падать, и поэтому он не играет с предметами двумя руками, только одной, придерживая себя и сохраняя опору за счет второй руки. Ходить дети начинают уже ближе к двум годам жизни, при этом они часто падают, и некоторые из малышей в силу этого предпочитают ползание в период того, когда им уже давно пора нормально ходить.

В некоторых случаях на фоне мозжечковых расстройств в первый год жизни могут наблюдаться плавающие движения глаз и речевые расстройства, первые симптомы дизартрии мозжечкового происхождения. Если же поражение сочетано с повреждениями черепно-мозговых нервов, могут иметься специфические задержки в развитии – поздняя фиксация взгляда на предметах, слежения за ними, затем проблемы с моторно-зрительной координацией и нарушение ориентирования в пространстве, по мере роста возникают существенные проблемы с освоением речи и особенно активной.

Формирование ДЦП как крайний вариант расстройств

Наиболее тяжелой и крайней формой синдрома двигательных расстройств у малышей впервые месяцы будет развитие ДЦП (явления детского церебрального паралича). Набор клинических проявлений (симптомов) при ДЦП будет зависеть от наличия расстройств тонуса мышц и их выраженности, но повышенный тонус типичен для всех форм патологии, степень выраженности расстройств разная. Так, часть детей рождается с уже высоким мышечным тонусом, прогрессирующим по мере взросления, у других изначально он снижен или имеется выраженная дистония, переходящая затем в гипертонус. Эта категория детей при рождении выглядит вялыми и с бедностью спонтанной активности, у них угнетаются безусловные рефлексы, ко второму месяцу жизни, если ребенка положить на живот или вертикально удерживать, чтобы он делал попытки держать головку, возникают признаки дистонии. Малыш может периодами беспокоиться, тонус мышц резко повышается, ручки разгибаются и заворачиваются внутрь в области плеч и предплечий, кистей, пальчики сжимаются в кулачки. При этом ножки разгибаются и перекрещиваются, приводятся вовнутрь. Такие приступы длятся по несколько секунд, повторяясь на протяжении суток, и могут быть спровоцированы различными раздражителями извне – криками, громкими звуками.

Возникновение двигательных расстройств при формировании ДЦП будет обусловлено тем фактом, что поражение мозговых структур, которые еще крайне незрелые, может нарушать правильную последовательность в созревании мозга. За счет этого высшие корковые центры, которые отвечают за координированность и слаженность всех движений и формирование навыков, не могут отказывать тормозящего влияния в отношении примитивных врожденных стволовых рефлексов. Поэтому тормозится исчезновение безусловной рефлекторной деятельности, не блокируются патологические рефлексы, изменяется мышечный тонус, что становится препятствием для формирования выпрямления тела и формирования его равновесия, развитие тормозится и нарушается, тело не подчиняется правильным импульсам мозга, который серьезно поврежден.

Методы лечения малышей

Во многом сложность с лечением определяется тем фактом, насколько рано выявлены проблемы и насколько они сложные и тяжелые, есть ли органические поражения мозге необратимого характера. Сегодня у неврологов много эффективных методик, которые могут устранять двигательные нарушения в раннем периоде и достаточно быстро и эффективно. После полноценного как медикаментозного, так и дополнительного лечения функциональные расстройства проходят бесследно, и при органических расстройствах в незапущенных стадиях можно существенно улучшить ситуацию. Естественно, что все рекомендации индивидуальны, но в общих принципах лечение состоит из:

  • Курсы лечебного общего массажа, проводимого только специалистом, имеющим опыт в регулировании тонуса мышц у младенцев
  • Курс лечебной физкультуры и особый двигательный режим, постоянные занятия с ребенком
  • Применение физиотерапии с различными видами воздействий
  • Применение групп препаратов, которые улучшают передачу нервного импульса и восприятие его мышечными волокнами
  • Препараты, которые нормализуют реакции мышц на поступающие импульсы от нервной системы
  • Витаминные препараты нейротрофического ряда (группа В)
  • Реабилитационные мероприятия, занятия дома с родителями по специальным методикам.

При наличии легких вариантов СДН у детей все быстро поддается коррекции, однако серьезные органические патологии можно скорректировать не полностью и потребуется затем постоянное наблюдение и курсы реабилитации на протяжении жизни.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

42,978 просмотров всего, 7 просмотров сегодня

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *