Лариса Анатольевна Лужина

Биография

Лариса Анатольевна Лужина – актриса кино и театра, ставшая известной после исполнения роли Светланы в кинокартине «На семи ветрах». Несмотря на почтенный возраст, она по сей день продолжает работать.

Лариса Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде. Ей пришлось пережить блокаду, за время которой в шестилетнем возрасте умерла её старшая сестра, отец с бабушкой скончались от ранений и голода. Совсем крошечную Ларису вместе с мамой перевезли в Кемеровскую область, когда блокада уже завершилась.

Лариса Лужина в молодости | Киноавтограф

После окончания войны Лариса с мамой переехали в Таллин, где прошло всё детство девочки. Они жили у родственника в очень маленькой комнате площадью в шесть квадратных метров. Первые несколько лет юной Ларисе приходилось спать на стульях – у неё не было нормальной кровати. Денег у матери никогда не хватало, поэтому жила семья очень бедно.

В местной школе был кружок драмы, руководителем которого был артист русского драмтеатра Иван Россомахин – он поддерживал качество постановок на высшем уровне. Ларисе очень нравился этот кружок, и она старалась не пропускать ни одного занятия. Некоторые из поставленных школьниками спектаклей даже показывали на профессиональной театральной сцене.

Лариса Лужина в молодости | Кино-Театр

Стараниями трудолюбивого учителя кружок заинтересовал многих детей – кроме Ларисы Лужиной тогда актёрами стать решили будущие знаменитости: Владимир Коренев, Игорь Ясулович, а также Виталий Коняев. Они вместе посещали занятия. Школьники по-настоящему заболели театром. С соседом по парте Владимиром Кореневым Лужина некоторое время крутила школьный роман, однако эти отношения продлились недолго.

Образование

Лариса Лужина очень хотела стать актрисой и после школы поехала в Ленинград. В театральный институт был большой конкурс, и она не смогла поступить, после чего была вынуждена вернуться домой. Однако скоро ей повезёт, и она получит свою первую роль – пусть и эпизодическую.

По возвращении в Таллин Лужина работала на заводе фармацевтики, а спустя некоторое время – на кондитерской фабрике. Девушка не теряла надежды стать знаменитой и решила устроиться в Дом моделей. Обладавшую милой внешностью Ларису сразу же приняли в штат, несмотря на небольшой рост — 167 см.

Лариса Лужина в молодости

Она наконец-то вышла под свет софитов – пусть не на сцену, а на подиум и без слов – и демонстрировала модные наряды. Однажды на её красоту обратили внимание и пригласили на съёмки работы «Незваные гости», где она исполнила небольшую роль певички.

Съёмки проходили в Таллине. На них Лариса Лужина подружилась с Лейдой Лайус, которая являлась студенткой ВГИКа, а этот фильм был её практической работой. Именно благодаря Лейде Лужиной в конечном итоге удалось поступить в театральный вуз. Подруга показала фото Ларисы Сергею Герасимову (именем которого сейчас названо училище), который назначил девушке дату прослушивания.

Лариса Лужина | Я так думаю

Лужина быстро собрала вещи и помчалась в Москву. Девушка сумела так мастерски прочесть монолог из пьесы «Бесприданница», что Герасимов без раздумий согласился принять её на свой курс. В 1959 году Лариса Лужина стала счастливой студенткой ВГИКа. В те времена училище называли «звёздной мастерской» супругов Герасимова и Макаровой.

Фильмы

По личному наставлению Сергея Герасимова Лужина начала сниматься с самого начала обучения – тем более, что опыт у неё уже имелся. В фильме «Человек не сдаётся» она сыграла основную роль — Любу, после которой следовала работа над картинами «На семи ветрах» и «Человек идет за Солнцем». Во время её участия в ленте «На семи ветрах» режиссёру Ростоцкому пришлось долго возиться с начинающей актрисой.

Лариса Лужина в фильме “На семи ветрах” | PimPam

Первое время неопытная девушка с трудом осиливала роль Светланы, но благодаря стараниям режиссёра и трудолюбию в итоге её игру признала вся страна – и не только. Фильм показывали на фестивале в Каннах, а также в Швеции, Польше и Карловых Варах. Коллегами Ларисы Лужиной по фильму были Леонид Быков, Вячеслав Тихонов и Софья Пилявская.

После успеха картины Лариса Лужина стала известной на всю страну. У неё не было отбоя от поклонников и поклонниц. Первые пытались безуспешно приударить за красавицей, а вторые старались во всём на неё походить.

Лариса Лужина | Сегодня

В 1964 году актриса окончила институт. Ей было отправлено приглашение продолжить обучение в МХАТ, но из-за занятости в кинофестивалях ей пришлось скрепя сердце отклонить это приглашение. После этого она ещё долго переживала о своём выборе.

В том же 1964 году Лужина отправилась в Германию, где жила два года, пока проходили съёмки 4-серийного фильма «Доктор Шлюттер». Картина стала популярной, и молодой советской актрисе была вручена национальная премия ГДР.

Лариса Лужина и Владимир Высоцкий | Комсомольская правда

В 1966 году Лариса снималась в фильме «Вертикаль». Там она встретила Владимира Высоцкого, который, по словам самой Ларисы, пытался ухаживать за ней, но она не отвечала взаимностью. Владимир Семёнович даже посвятил ей песню «Она была в Париже».

После этого фильма Лужину стали ещё чаще приглашать в кино. До начала Перестройки она успела сняться в десятках картин, плотно закрепив за собой звание одной из популярнейших советских актрис.

Лариса Лужина в фильме «Так начинается легенда» | Феникс

В 1976 году в фильме «Так начинается легенда» о жизни Юрия Гагарина она сыграла его мать. Актриса не поленилась съездить в Гжатск, где она пообщалась с прототипом своей героини.

После начала Перестройки Ларису Лужину всё реже начали звать в кино, временно закрывался Театр Киноактёра, в котором она работала. Актриса заняла немного денег и начала выступать с собственным спектаклем «Театральный анекдот» по всей России.

Лариса Лужина сейчас

Сейчас Лариса Лужина и дальше работает. Её можно заметить в эпизодических ролях во многих российских сериалах. Она продолжает играть в Театре киноактёра, иногда принимая участие в антрепризах.

Лариса Лужина | Кинодир

В 2016 году Лариса Лужина стала участницей телепередачи «Модный приговор» вместе с кумом – актёром Юрием Черновым, где раскрыла некоторые подробности об отношениях с Высоцким и о том, сколько лет хранила тайну песни, которую он ей посвятил.

Личная жизнь

Лужина выходила замуж четыре раза. Самый первый брак продержался семь лет. Избранником актрисы стал Алексей Чардынин, с которым она обручилась сразу после окончания ВГИКа.

Во второй раз Лариса вышла замуж за Валерия Шувалова. У пары родился сын, для которого отец выполнял и роль матери – сама она практически сразу после родов вернулась в профессию.

Лариса Лужина с Владимиром Гусаковым | Теленеделя

Со вторым мужем Лужина тоже рассталась довольно быстро, бросив его ради сценариста Владимира Гусакова. Спустя десять лет они развелись после измены Владимира.

Четвёртый и последний муж актрисы был скорее её спасением от одиночества. Администратор Вячеслав Матвеев после Перестройки потерял работу, после чего Лариса с ним развелась.

Лариса Лужина и Алексей Чардынин | Теленеделя

Сейчас Лужина живёт одна, бывшие мужья с ней отношения не поддерживают. Её сын Павел женат, у него есть дети.

Фильмография

Самые яркие фильмы Ларисы Лужиной:

Лариса Лужина

Лариса Анатольевна Лужина. Родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская актриса театра и кино, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1969). Народная артистка РСФСР (1989).

Лариса Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Отец — Анатолий Иванович Лужин, воевал в ленинградском ополчении, защищал форт «Серая лошадь» недалеко от Кронштадта, был ранен, умер от ран и голода.

Мать — Евгения Адольфовна Лужина.

Старшая сестра — Людмила, погибла в 6 лет во время блокады Ленинграда.

Военные годы стали самым тяжелым периодом в жизни Ларисы. По ее словам, блокаду Ленинграда она пережила чудом. Сначала от осколочного ранения погибла бабушка, затем от голода — старшая сестренка Люся. От полученных на фронте ран и недоедания скончался отец.

Их с мамой эвакуировали, когда блокада уже была прорвана — отправили в Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. Их взяла местная жительница тетя Наташа, в доме места не было, поэтому их поселили в землянке, предназначенной для хранения овощей. «Мы ютились там до конца войны и постоянно дрожали от холода», — вспоминала она.

Когда в конце войны они вернулись в Ленинград, то обнаружили, что их квартира занята чужими людьми и жить им негде. Ларисе с мамой пришлось ехать в Таллин к дальнему родственнику — дяде Карлу, который служил прокурором и имел просторную квартиру.

Лариса Лужина в детстве с мамой и бабушкой

В Таллине Лариса начала заниматься в школьном драмкружке, которым руководил артист Русского драматического театра Иван Данилович Россомахин. Вместе с Ларисой учились будущие актёры Виталий Коняев, Владимир Коренев (сыграл Ихтиандра в картине «Человек-амфибия»), Игорь Ясулович. Спектакли, поставленные под руководством Ивана Даниловича, показывали не только на школьной, но и на профессиональной сцене. Именно тогда Лариса решила стать актрисой.

После окончания школы она поехала поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино, но провалилась на экзамене. Вернулась в Таллин, пошла работать на фармацевтический завод — заворачивала в целлофан таблетки, потом раскладывала по коробкам. Позже мама устроила ее на кондитерскую фабрику «Калев», где сама работала. Трудилась там полтора года — делала зефир.

Далее по протекции дяди Карла ее взяли работать секретаршей министра здравоохранения Эстонии — она носила министру чай, отвечала на звонки, письма. Как-то, листая в приемной свежую газету, Лариса увидела объявление о том, что в Таллине открывается дом моделей и нужны манекенщицы. Она решила попробовать. И ее взяли демонстрировать подростковую одежду. А вскоре стали доверять выход в вечерних туалетах. Когда министр узнал, что его секретарша по совместительству работает в Доме моделей, устроил скандал и велел сделать выбор. Она вспоминала: «Даже не сомневался, что легкомысленное занятие брошу. А я ушла в манекенщицы».

Именно работа на подиуме в итоге привела ее в кино: «Если бы мое решение было другим, никогда не попала бы в кино. Дом моды и киностудия находились рядом. Когда я спешила с очередного показа, меня заметил кто-то из киношников, предложил сняться в массовке, привел на студию. Фильм «Незваные гости» про шпионов». По сценарию она должна была изображать иностранную певицу.

Во время работы над фильмом она познакомилась с Лейдой Лайус, которая стала ее крестной в кино. В те времена Лайсус училась во ВГИКе на режиссерском курсе у Александра Довженко и проходила практику на таллинской киностудии. Она-то и показала фото Лужиной Сергею Герасимову. Режиссер согласился ее просмотреть. И в итоге она стала студенткой театрального.

Лариса Лужина в молодости

В 1964 году окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой.

С 1964 года — актриса Театра-студии киноактёра.

Первой значимой работой стал фильм 1962 года «На семи ветрах» режиссера Станислава Ростоцкого, в котором она сыграла Светлану Ивашову. Ее героиня — простая русская девушка, которая приехала в захолустный городок к своему любимому. Но началась война, Игорь не встретил Светлану, а она решила остаться: ждать его возвращения и конца войны. Она ждала его всю войну там, куда он обязательно должен был вернуться. Вскоре в этом доме разместилась редакция фронтовой газеты, а когда немцы были на подходе к городу, дом превратился в госпиталь, а Светлана стала бойцом.

Лариса Лужина в фильме «На семи ветрах»

Фильм «На семи ветрах» принес актрисе огромную известность и любовь зрителей.

В 1962 году на кинофестиваль в Канны советская делегация отправилась с картиной «На семи ветрах» и вместе с ведущими режиссёрами отечественного кинематографа — Сергеем Герасимовым, Станиславом Ростоцким, Львом Кулиджановым, Юлием Райзманом — поехали и молодые актрисы Лариса Лужина и Инна Гулая. На Фестивале произошёл случай, чуть было не стоивший Ларисе дальнейшей карьеры. На приёме один из присутствующих предложил ей станцевать твист. Когда Лариса вернулась в Советский Союз, на столе у министра культуры Фурцевой уже лежал французский журнал Paris Match с фото Лужиной и заголовком «Сладкая жизнь советской студентки». Разгневанная Фурцева вычеркнула «неприличную» актрису из дальнейших поездок. Сергей Апполинарьевич Герасимов пришёл на приём к министру и заявил: «Это моя ученица, я ей разрешил танцевать». После этого Лариса Лужина поехала на кинофестиваль в Чехословакию, Карловы Вары, после чего побывала в Швеции, Польше и Иране.

В 1965 году режиссёр студии «ДЕФА» Иоахим Хюбнер увидел её на телевизионном экране в картине «На семи ветрах» и пригласил для съёмок в многосерийном фильме «Доктор Шлюттер», где актриса сыграла сразу две главные роли: антифашистку Еву и её дочь Ирену, которая после гибели матери продолжает борьбу в антигитлеровском подполье. За время работы в ГДР снялась в шести картинах, в том числе двух многосерийных. Работала на сцене драматического театра Карл-Маркс-Штадта.

За время работы в ГДР Лариса Лужина снялась в шести картинах, в том числе двух многосерийных. Именно в ГДР актриса впервые сыграла роли из русской классики — Марью Николаевну в «Вешних водах» (1968) и Варвару Павловну в «Дворянском гнезде» (1969), поставленных по произведениям И. С. Тургенева. Немецкие зрители высоко оценили работу Ларисы Лужиной: по опросу одного из журналов, она была признана популярнейшей актрисой в ГДР. Вскоре ей были присуждены Национальная премия Германии и дважды премия «Золотой лавр телевидения».

В 1966 году Лариса снялась в приключенческом фильме Станислава Говорухина об альпинистах «Вертикаль».

Лариса Лужина в фильме «Вертикаль»

Далее много снималась, ее героини были всегда женственными, лиричными, обаятельными, но при этом сильными и мужественными. Среди наиболее известных её работ — роли в психологической мелодраме «Главный свидетель», героико-приключенческом фильме «Золото», спортивной драме «Гонщики», мелодраме «Настенька», киноповести «Небо со мной», биографическом фильме «Четвёртая высота».

Лариса Лужина в фильме «Небо со мной»

В 1976 году Лариса Лужина сыграла в картине «Так начинается легенда» мать Юрия Гагарина, Анну Тимофеевну. Для того чтобы войти в роль, Лариса съездила в Гжатск и познакомилась с мамой первого космонавта. Лариса Анатольевна вспоминала: «Она встретила меня очень тепло. Жила она в небольшом каменном одноэтажном домике, который ей построили. В старом доме с маленьким садиком устроили Музей, который в принципе Анна Тимофеевна и содержала: принимала туристов, проводила экскурсии, убирала, мыла. Обычная, простая русская женщина. Я хотела запомнить её жесты, манеру поведения. Потом на съёмках мне это всё пригодилось».

После распада СССР Ларису Лужину перестали приглашать в кино, закрылся Театр Киноактёра. Заняв у знакомого небольшую сумму денег, Лужина создала спектакль «Театральный анекдот», с которым ездила по России.

В 2000-е начала активно сниматься в телесериалах. Среди ее работ — «Ночь на кордоне» (Дарья Петровна), «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» (Прасковья Долгорукая), «Охота на изюбря» (судья Баланова), «Любовь как любовь» (Татьяна Лобова), «Маруся» (Тамара Береговая), «Улыбка судьбы» (Надежда Павловна), «Если ты не со мной» (Таисья Никитична) и др.

Лариса Лужина в фильме «Улыбка судьбы»

Заслуженная артистка РСФСР (1969).

Народная артистка РСФСР (10.07.1989).

Орден Дружбы (11.12.2009).

Преподаёт актёрское искусство в Московской детской академии народного художественного творчества «Россия» при Департаменте образования Правительства Москвы. Лариса Анатольевна долгое время входила в состав правления ЦДРИ, является председателем женского клуба «Сударыня».

28 июня 2005 года Лужина в числе 50 представителей общественности подписала «Письмо в поддержку приговора бывшим руководителям ЮКОСа».

В 2012 году была доверенным лицом кандидата в Президенты РФ Владимира Путина.

Живёт в Москве в районе Крылатское.

Лариса Лужина в программе «Мой герой»

Рост Ларисы Лужиной: 172 сантиметра.

Личная жизнь Ларисы Лужиной:

Четыре раза была замужем.

Первый муж — Алексей Чардынин, кинооператор. Они были вместе со второго курса института. По словам актрисы, у них была большая любовь. Однако долгие разлуки привели брак к краху, она говорила: «Когда говорят, что разлука укрепляет любовь, я не согласна. На самом деле она людей разъединяет. Я почти 4 года снималась в Германии. На один-два дня приеду — и снова на съёмки… А Алёша очень красивый парень, высокий, на него вешались девочки, дай бог как! Он тоже устоять особо не мог в этом плане, любил выпить, был компанейский очень. Он меня ревновал, я его ревновала. На этой почве и происходили конфликты. Вплоть до мордобития — всё было в нашей жизни. Пришлось расстаться». Вместе прожили семь лет.

Лариса Лужина и Алексей Чардынин

Актрисе приписывали роман с Владимиром Высоцким, однако, по словам Лужиной, они были просто друзья и партнеры по съемкам. «Володя в шутку и за мной, и за Ритой Кошелевой ухаживал. Но у меня и муж был, и ещё мне тогда нравился Саша Фадеев. Володя мне интересен был просто как человек. А он… Может, у него что-то и было ко мне, кто знает», — говорила она. В другом интервью она отмечала: «Володька за мной ухаживал, а я не отвечала. Конечно, он мог действовать и понастойчивее, но сдерживал себя. Я ведь была женой его друга».

С Высоцким они начали общаться еще до совместных съемок в фильме «Вертикаль»: актер и бард был другом Чардынина, ее первого мужа.

Во время съемок «Вертикали» он написал ей песню, ставшую впоследствии знаменитой — «Куда мне до нее, она была в Париже». Песня была основана на ее рассказах о заграничных поездках. После фильма «Вертикаль» с Высоцким она общалась только два года: в 1968 году она рассталась с первым мужем и Владимир, который был его другом, из мужской солидарности отношения с ней прервал.

Лариса Лужина и Владимир Высоцкий

Второй муж — Валерий Шувалов, кинооператор (снял «Интердевочку», «По главной улице с оркестром», «Экипаж», «Сказку странствий»).

В браке родился сын — Павел Валерьевич Шувалов, звукорежиссёр киностудии «Мосфильм». Актриса вспоминала, что роды были очень тяжелыми: «Я Пашку в 32 года уже родила. Хотя из-за инсульта мне вообще нельзя было рожать. А не рожать — тоже нельзя, если сделать аборт, вообще могло не быть детей. Я помню роды до сих пор, настолько тяжёлыми они были, ребёнка тащили щипцами».

Когда сыну было 6 лет, Лужина ушла от мужа, увлекшись Владимиром Гусаковым. Позже она говорила, что чувствует вину перед сыном: «Хотя с отцом они всегда тесно общались, но меня грызло чувство вины: мы разошлись из-за моей глупости, я увлеклась другим человеком, влюбилась во Владимира Гусакова».

Лариса Лужина и Валерий Шувалов с внуками

Третий муж — Владимир Гусаков, сценарист. В браке прожили десять лет, а затем Владимир объявил ей, что любит другую женщину, и ушёл к ней.

Лариса Лужина и Владимир Гусаков

Четвёртый муж — Вячеслав Матвеев, администратор. Как говорила актриса, это был ее самый неудачный брак. «Совершенно чужой для меня человек, мы были просто диаметрально противоположные натуры. Единственное — я этому человеку благодарна за то, что он меня вытянул из депрессии после ухода третьего мужа. Он был палочка-выручалочка. Я просто зацепилась за него, и всё… Это была моя большая ошибка», — делилась она.

Лариса Лужина и Вячеслав Матвеев

После четвертого развода Лужина живёт одна, замуж не собирается: «Мне много раз предлагали руку и сердце, сейчас предлагают. Но… Молодых я не хочу, потому что вижу себя в зеркало. Нужно себя будет в такой идеальной форме держать… Лень этим заниматься. А мужчины моего возраста… Я с ними могу дружить, сходить в театр, на мероприятие. Но чтобы он со мной рядом пыхтел в кровати… Какой-то старпёр рядом мне неинтересен».

У нее трое внуков — Даниил, Матвей и Прохор.

Фильмография Ларисы Лужиной:

1959 — Незваные гости (Kutsumata külalised) — певица ночного кабаре
1960 — Человек не сдаётся — Люба
1960 — В дождь и в солнце (Vihmas ja päikeses) — Лисси
1961 — Человек идёт за солнцем — Ленуца, садовод
1961 — Приключения Кроша — Зина, диспетчер
1962 — На семи ветрах — Светлана Андреевна Ивашова
1963 — Штрафной удар — телеведущая
1963 — Тишина — Нина
1964 — Большая руда — Вера, продавщица газировки, учетчица
1965-1966 — Доктор Шлютер (Dr.Schlüter) — Ева Дорн / Ирена, дочь Евы
1965 — Преемник (Nachfolger, Der) — Лило Рохман
1966 — Нет и да — Аня
1966 — Вертикаль — Лариса, врач
1967 — Встречи (Begegnungen) — Татьяна, старший лейтенант
1968 — Любовь Серафима Фролова — Анфиса
1969 — Золото — Матрена Рубцова
1969 — Дворянское гнездо (Adelsnest) — Варвара Павловна
1969 — Главный свидетель — Варвара
1969 — Вешние воды (Frühlingswogen) — Мария Николаевна
1971 — Путина — Лиля
1972 — Гонщики — Люся Кукушкина, жена Ивана Михайловича
1973 — Настенька (короткометражный) — Настя
1973 — Исполнение желаний — Варвара Николаевна, приятельница Дмитрия Бауэра
1973 — Жизнь на грешной земле — Мария Макшеева
1974 — Совесть — Нина Александровна Карнацкая
1974 — Небо со мной — Надежда Грибова
1974 — Кыш и Двапортфеля — Ирина Дмитриевна, мама Алёши
1975 — Ярослав Домбровский (Jarosław Dąbrowski) — Елизавета Дмитриева
1975 — Роса — Мария, мать Троши, вдова, трактористка
1976 — Так начиналась легенда — Анна Тимофеевна, мать Юры Гагарина
1976 — Семьдесят два градуса ниже нуля — жена Ивана Гаврилова
1976 — Самый красивый конь — мама Игоря Пономарева
1976 — Жить по-своему — Зоя, жена Василия Балышева
1977 — Четвёртая высота — мама Гули Королевой
1977 — Долг — Галинка, подруга казака Трифона
1978 — Расмус-бродяга — фру Бьерисон
1978 — Встреча в конце зимы — Анна Фёдоровна Губарева
1978 — Артём — Александра Валерьяновна Мечникова
1979 — Сыщик — Таисия
1979 — С любимыми не расставайтесь — Миронова
1982 — Полигон — Антонина Павловна, жена подполковника Белова
1982 — Год активного солнца — Лида
1983 — Срок давности — женщина в меховой горжетке (нет в титрах)
1983 — Признать виновным — Людмила Владимирова
1984 — Хроника одного лета — Тамара Колесникова
1985 — Внимание! Всем постам… — Ольга Ивановна Кольцова
1986 — Тайны мадам Вонг / Тайны королевы пиратов — фрау Шульц
1986 — Земля моего детства — Антонина Сергеевна
1986 — Железное поле — Анна Илларионовна Капустина
1991 — Непредвиденные визиты — Ольга Григорьевна, жена Якушкина, врач
1991 — Виновата ли я? — Паша
1992 — Цена сокровищ — Тилли
1992 — Трактористы II — Марковна
1994-1998 — Петербургские тайны — Пелагея, мать Наташи
1995 — Тихий ангел пролетел… (короткометражный)
1996 — Третий сын (короткометражный)
1997 — Чтобы помнили. Майя Булгакова (документальный)
2000 — Дом для богатых — Марина Михайловна, бывшая жена Романа Петровича
2001 — Осенние портреты. Лариса Лужина (документальный)
2001-2003 — Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII — Прасковья Долгорукая
2001 — Ночь на кордоне — Дарья Петровна, учительница
2001 — Курортный роман
2002 — Светские хроники — Раиса Валерьяновна
2002 — Марш Турецкого (3 сезон) — Маргарита Германовна, мать Мохова
2003 — Прощальное эхо — Тамара Петровна, врач-гинеколог
2003 — Нет спасения от любви — Наталья Яковлевна
2003 — Амапола — Антонина Антоновна
2004 — Опера-1. Хроники убойного отдела — Истомина
2004 — О любви в любую погоду — работница сосисочной фабрики
2004 — На углу у Патриарших-4 — Надежда Павловна
2004 — Московская сага — эпизод
2005 — Охота на изюбря — Баланова, судья
2005 — Май — Вера Петровна, соседка Печалина
2005 — Казус Кукоцкого — учительница Тани
2005 — Пёстрая лента. Собачий вальс (документальный)
2006-2007 — Любовь как любовь — Татьяна Лобова
2006 — Сыщики-5 — Варвара Никитична Грачева
2006 — Майя Булгакова. Не родись красивой (документальный)
2006 — Алла на шее (документальный)
2006 — Под Большой медведицей — эпизод (нет в титрах)
2006 — Мой ласковый и нежный мент — Нина Павловна Петрова
2007-2009 — Повороты судьбы — Тая
2007 — Юнкера — Лидия Васильевна, сестра генерала Анчутина
2007 — Марш Турецкого (4 сезон) — Валентина Денисовна Турецкая, тетя Турецкого
2007 — Дар Божий — тетя Сима
2008 — Человек в кадре. Владимир Басов (документальный)
2008 — Лидия Шукшина. Непредсказуемая роль (документальный)
2008 — В гости к Вячеславу Тихонову (документальный)
2008 — Срочно в номер-2 — Наталья Сергеевна, домработница нумизмата
2009 — Аннушка — Нина Ильинична, учительница
2009 — Честь имею. Владимир Ивашов (документальный)
2009 — Зинаида Кириенко. Роковая красавица (документальный)
2009 — Алла Ларионова. Сказка о советском ангеле (документальный)
2010-2011 — Сердце Марии — Василиса Потаповна, мать Юрия
2010-2011 — Маруся (все сезоны) — Тамара Береговая
2010 — Счастье по контракту — мама Сергея Одинцова
2010 — Спето в СССР. Песня о друге (документальный)
2010 — Клара Лучко. Поздняя любовь (документальный)
2010 — Судмедэксперты — Галина Семёновна Иорданцева, вдова народного артиста
2011 — Сергей Никоненко. Поздно, люблю другую (документальный)
2011 — Сергей Никоненко. О, счастливчик! (документальный)
2011 — Простой непростой Сергей Никоненко (документальный)
2011 — Михаил Пуговкин. Главный герой второго плана (документальный)
2011 — Высоцкий. Вот и сбывается всё. что пророчится… (документальный)
2011 — Улыбка судьбы — Надежда Павловна
2011 — Смех и грех — Клавдия
2011 — Лесное озеро — Василиса Сергеевна
2012 — Стервы
2012 — Роковая любовь Саввы Морозова (документальный) — Мария Федоровна Морозова
2012 — Развод — Регина, подруга Людмилы Ивановны
2012 — Охота на гауляйтера — Мария Архипова в 70-е годы
2012 — Любовь без страховки — мама Кати
2013 — Дождаться любви — Ирина Львовна, бабушка Али
2013 — Наталья Гвоздикова. Любить — значит прощать (документальный)
2014 — Лариса Лужина. «Она была в Париже» (документальный)
2014 — Если ты не со мной — Таисья Никитична, домработница Золотаревского
2016 — Личное. Лариса Лужина (документальный)
2019 — Курьёзы
2020 — Соната для горничной

Озвучивание Ларисы Лужиной:

1972 — Текумзе (Tecumseh) — Эйлин (роль Аннекатрин Бюргер)
1972 — Секрет великого рассказчика (Tajemství velikeho vypravece)

последнее обновление информации: 11.04.2020

Лариса Лужина — биография

Несмотря на свою популярность и востребованность, Лариса Лужина совершенно не публичный человек. Она не любит бывать на публичных мероприятиях, все свое время актриса отдает работе и семье. За свою долгую кинематографическую биографию Лужина снялась в десятках фильмов, ее работу оценили многочисленные поклонники, режиссеры и критики.

Слава к Ларисе Лужиной пришла после выхода картины «На семи ветрах», где она исполнила роль Светланы.

Детство и юность

Родилась Лариса Лужина 4 марта 1939 года в Ленинграде. Ее отцом был Анатолий Лужин, моряк и штурман дальнего плавания, родственники которого отговаривали брать в жены Евгению Адольфовну с дочкой Люсей. Но Анатолий был непоколебим, он не стал слушать мнение родных и женился на любимой женщине, которая и подарила ему дочь Ларису.

Фото: Лариса Лужина в юности

Через 2 года началась война, которая застала семью Лужиных в Ленинграде. Весь ужас блокадных дней они пережили на себе. Бабушка умерла от полученного ранения осколком, потом не стало отца, который не оправился после ранения, и постоянно голодал. Шестилетняя дочка Люся тоже стала жертвой голодной блокады. Когда отца подняли с кровати, то под подушкой, на которой он провел свои последние часы, нашли немного сухарей, которые он не съел сам, а оставил для младшей дочери Лары.

Блокаду пережили только мама и Лариса, и когда открыли дорогу по Ладоге, то они были эвакуированы на Урал. До самого конца войны они жили в городе Ленинск-Кузнецке, мама работала на мясокомбинате.

Когда закончилась война, Лужины вернулись в родной Ленинград, но их квартира была занята, и Ларисе с мамой не оставалось ничего, как уехать к родственникам в Таллин.

Там и прошли детские годы будущей звезды советского кино. У них на двоих была небольшая комната площадью в 6 квадратов, поэтому у Ларисы даже не было кровати, девочка спала на стульях, приставленных друг к другу. Они жили очень скромно, маминой зарплаты почти ни на что не хватало.

В школьные годы Лариса всерьез увлеклась театром, и записалась в школьный драмкружок. В лице его руководителя Ивана Россомахина она нашла настоящего наставника, который требовал от юных артистов полной выкладки, потому что хотел поднять свои постановки на высший уровень. Лариса не пропустила ни одной репетиции, ей нравилось выходить на сцену, тем более, что некоторые спектакли дети давали на сцене местного театра.

Преподаватель настолько интересно вел занятия и репетиции драмкружка, что не только Лариса «заболела» театром. Благодаря стараниям учителя мир узнал актеров Владимира Коренева, Игоря Ясуловича и Виталия Коняева, которые тоже занимались под руководством Ивана Россомахина. Они были пока только школьниками, но уже не представляли своей жизни без театра. Лужина ходила с Кореневым в один класс, они даже сидели вместе за партой и были немного влюблены друг в друга, но дальше этой влюбленности дело не пошло.

Лариса поняла, что уже не может жить без сцены, поэтому решила после окончания школы ехать в Ленинград, и поступать в театральный. Но в этом году девушку ждала неудача – слишком много было желающих на одно место, и она не поступила. Лариса вернулась в Таллин, устроилась на фармацевтический завод, на котором проработала совсем недолго. Потом ее приняли на кондитерскую фабрику, в цех, где изготавливали зефир. За год работы в этом цехе она надышалась сахарной пудрой так, что всю жизнь ненавидела зефир, и не ела его никогда.

Но девушку не пугали трудности, она знала, что все это временно, и рано или поздно она все-таки окажется на сцене. Для начала Лужина решила себя испытать, и нашла работу в Доме моделей. Она была невысокая по модельным меркам, но очень миловидная и привлекательная, поэтому сразу попала в штат манекенщиц. Первый ее выход на сцену состоялся не в театре и не на съемочной площадке, но это было только началом в ее творческом пути. На Ларису обратили внимание, и позвали на съемочную площадку картины «Незваные гости», в которой дали роль второго плана.

Фильм снимали в Таллине, и именно в это время Лариса познакомилась с Лейдой Лайус, которая училась во ВГИКе. Лейда немного помогла Ларисе с поступлением во ВГИК, она показала ее фотографии своему наставнику Сергею Герасимову, и он вызвал Лужину на прослушивание.

Лариса собиралась недолго – через некоторое время она уже стояла перед строгим экзаменатором, и читала заготовленный монолог из «Бесприданницы». Ей удалось поразить Герасимова своим мастерством, и он принял ее в число своих студентов. В те годы во ВГИКе учились многие будущие звезды отечественного кино, он даже получил название звездной мастерской Герасимова и Макаровой.

Герасимов был не против, когда его студенты участвовали в съемках кино. А Ларисе Лужиной он прямо рекомендовал начинать кинематографическую биографию с первого курса, тем более, что до этого она уже снималась в кино. Ее позвали в картину «Человек не сдается», причем сразу на роль главной героини Любы. Потом были ленты «На семи ветрах» и «Человек идет за солнцем».

Режиссер Ростоцкий, который снимал фильм «На семи ветрах», поначалу был недоволен молодой актрисой. Почему-то она никак не могла справиться со своей ролью. Но режиссер оказался терпеливым, а девушка очень старательна и талантлива, потому что после выхода картины о Лужиной заговорили не только на родине, но и за рубежом. Картину возили на Каннский фестиваль, в Швецию, Польшу, Карловы Вары. В этой ленте кроме Лужиной можно было наслаждаться игрой Леонида Быкова, Вячеслава Тихонова, Софьи Пилявской.

Имя Ларисы Лужиной не сходило с экранов телевизоров и печатных изданий. Ее знали все, масса поклонников мужского пола пытались ухаживать за ней, а поклонницы подражали актрисе во всем, начиная от прически и заканчивая обувью.

Диплом об окончании института Лужина получила в 1964-м. Ей предложили учиться дальше, перед актрисой были открыты двери МХАТа, но она отказалась, потому что вынуждена была присутствовать на многочисленных кинофестивалях. Впоследствии Лужина даже жалела, что сделала такой выбор.

Сразу после окончания театрального Ларисе предложили роль в картине «Доктор Шлюттер», съемки которой проходили в Германии. Она уехала за границу, и жила там на протяжении двух лет, пока длилась работа. За эту работу Лужина была удостоена национальной премии ГДР.

В 1966-м Лужина попала на съемки ленты «Вертикаль», где и познакомилась с Владимиром Высоцким. Он оказывал ей знаки внимания, пытался завоевать ее сердце, но взаимности от Лужиной не было. Это именно о ней поется в его знаменитой песне «Она была в Париже».

После этой картины Лужина стала востребованной как никогда. Пока не наступили переломные девяностые, в фильмографии актрисы было уже несколько десятков картин, и она стала самой популярной и востребованной актрисой СССР.

В 1976-м Лужиной предложили роль матери Юрия Гагарина в картине «Так начинается легенда». Чтобы получше раскрыть свой образ, актриса отправилась в город Гжатск, где в то время жила настоящая мама первого космонавта, и долго общалась с ней.

В перестроечные времена Лужина практически исчезла с экранов и со сцены Театра Киноактера, который закрыли на некоторое время. Чтобы заработать денег ей пришлось создать собственную постановку под названием «Театральный анекдот», и гастролировать с ней по просторам необъятной России.

В личной жизни актрисы Ларисы Лужиной было четыре брака. Первый раз она вышла замуж за Алексея Чардынина, сразу после окончания театрального вуза. Они прожили вместе 7 лет и разошлись.

Вторым избранником актрисы стал кинооператор Валерий Шувалов, в браке с которым родился сын Павел. Валерий был для мальчика и мамой и папой, Лужина была в то время востребована, как никогда, и ей нужно было возвращаться на съемочную площадку вскоре после родов.

Фото: Лариса Лужина с мужем

Этот брак долго не продержался, Лариса познакомилась со сценаристом Владимиром Гусаковым и ушла к нему от Валерия. Этому браку было отведено всего 10 лет, они расстались после того, как Лариса узнала, что муж ей изменил.

Четвертый раз Лужина вышла замуж за администратора Вячеслава Матвеева, но после того, как в 90-х он остался без работы, она подала на развод.

В настоящее время Лариса Лужина живет в одиночестве, ни с одним из бывших мужей она не общается. Сын Павел Шувалов стал звукорежиссером на студии «Мосфильм», он женат и имеет троих сыновей — Даниила, Матвея и Прохора.

Актриса продолжает плодотворно работать, несмотря на то, что она приблизилась к почтенному юбилею. Ее приглашают в сериалы, где дают небольшие роли в эпизодах. Лужина по-прежнему служит в Театре киноактера, не отказывается от антреприз.

В 2016-м Ларису пригласили на программу «Модный приговор», в котором участвовал еще один известный актер – Юрий Чернов. Лужина поделилась незначительными подробностями о том, что ее связывало с Владимиром Высоцким, а также историю написания посвященной ей песни.

Избранная фильмография

  • 1960 — Человек не сдаётся
  • 1962 — На семи ветрах
  • 1964 — Большая руда
  • 1968 — Любовь Серафима Фролова
  • 1969 — Золото
  • 1972 — Гонщики
  • 1973 — Исполнение желаний
  • 1974 — Совесть
  • 1976 — Самый красивый конь
  • 1979 — Сыщик
  • 1986 — Земля моего детства
  • 1992 — Цена сокровищ
  • 2005 — Казус Кукоцкого
  • 2007 — Май
  • 2012 — Охота на гауляйтера
  • 2014 — Если ты не со мной

Ссылки

  • Интервью: «Из-за Володи Высоцкого меня вызвали на товарищеский суд»
  • Фильмография на Кинопоиске
  • Страница Ларисы Лужиной в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Российская актриса театра и кино

Лариса Лужина родилась в Ленинграде. Уже в двухлетнем возрасте столкнулась с тяжелыми потерями и ужасом страшной блокады. За это время умерли от голода и ран ее отец и бабушка, погибла старшая сестра. Вместе с матерью была эвакуирована по «Дороге жизни» в город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области.
Актриса вспоминает: «Пережила блокаду. Из всей семьи мы с мамой вдвоем остались, в конце блокады нас вывезли. Вернувшись обратно, негде было жить, потому что наша квартира была занята. Мама у меня была скромным человеком, добиваться ничего не стала, и мы уехали в Таллин, потому что мой дедушка — эстонец. Дедушки к тому времени не было в живых, но мамин дядя, его брат, был жив. Он был прокурором города Таллина, старый большевик, его отправили туда в 40-х годах для укрепления советской власти, и вот он нас пригласил к себе. Все детство и юность я прожила в Таллине».
Переехав в столицу Эстонии, Лариса Лужина начала заниматься в школьном драмкружке, которым руководил артист Русского драматического театра Иван Данилович Россомахин.
Девушка стала с увлечением посещать занятия, где познакомилась с будущими известными актерами Владимиром Кореневым, Виталием Коняевым, Лилией Малкиной и Игорем Ясуловичем. Школьные спектакли Россомахина демонстрировались даже на профессиональной сцене. И Лариса серьезно задумалась об актерской карьере. Кроме того, начинающая актриса некоторое время работала в местном Доме моделей.
По окончании школы отправилась поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кино, но провалилась на экзамене. Однако в 1959 году молодую красивую девушку прямо с улицы пригласили на небольшую роль певицы ночного кабаре в фильм «Незваные гости».
«После провала в Ленинградском институте я не была уверена в своих силах и думала, что уже никогда не буду поступать. Так случилось, что я стала работать в Доме моды в Таллине манекенщицей, и меня на подиуме заметили — пригласили сняться в эпизоде в фильме «Нежданные гости» на Таллинской киностудии. Режиссером этого фильма был Игорь Ельцов, который потом эмигрировал в Англию, а его ассистенткой — Лейда Лайус — студентка-практикантка из ВГИКа, которая собственно меня и «открыла». О кино я ничего не знала, для меня это была фантастика. Когда мне сказали, что нужно сыграть певицу в ночном кабаре, я перепугалась. Но включили фонограмму, я выучила текст на английском языке и просто открывала рот. С этого момента началось мое знакомство с кинематографом. Потом я попала на главную роль в фильме «Дождь и солнце» режиссера Герберта Раппапорта», — говорит Лариса о своих первых шагах в кино.
В 1964 году Лужина окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, курс С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой.
«Сергей Герасимов набирал свою новую мастерскую, он уже набрал 15 человек в актерскую мастерскую и 15 в режиссерскую. Я не знаю, по каким причинам, но в актерской мастерской открылась вакансия, не хватало одной девочки, и он объявил добор. Та девушка, которая меня «открыла» в Таллине, подошла к Герасимову, показала мою фотографию, на которой у меня была прическа как у Марины Влади. Он сказал: «Пусть приезжает, посмотрю ее». Тогда не было мобильных телефонов, дозвониться было трудно. Эта девушка отправила письмо на таллинскую студию, чтобы меня нашли — история получилась длинной. У меня не было денег, чтобы поехать в Москву. И вдруг в это время приходит приглашение на пробы на «Мосфильме». Я приехала, меня поселили в гостиницу «Украина», тогда даже к начинающим актерам хорошо относились. Через день должна была быть кинопроба. Я не понимаю до сих пор, каким образом я нашла ВГИК, нашла ту девушку, она сразу же пошла на кафедру к Герасимову. Вообще, все очень здорово получилось, наверное судьба, потому что я жила в гостинице «Украина», а у него была квартира в этом же доме.

Я пришла к режиссеру с той девушкой, начала читать и почувствовала, что что-то ему, видимо, не нравилось. Он начал задавать мне всевозможные вопросы, попросил снять обувь, потому что я была на высоченных каблуках. У меня был рост 172 см. Я чувствовала, что он колеблется. Я тогда не знала, кто такой Герасимов. Мне больше понравилась его жена. Он спросил, свой ли у меня цвет волос. Я ответила, что волосы мою хной. Я бы очень расстроилась, если бы он меня в тот момент не взял, точно бы уже никуда не поехала, вообще не стала бы поступать. И так мне захотелось поступить к нему, я и говорю: «А можно я прочитаю еще один монолог?». Мне очень нравился монолог Ларисы Огудаловой из фильма «Бесприданница», который я и выучила. К счастью, Герасимов разрешил мне его прочитать. Там стоял стул, а я чувствовала, что у меня дурацкий вид босиком и спросила, могу ли я сесть на стул. Он разрешил. Я начала читать, и у меня слезы полились градом. Я рыдаю и продолжаю читать. Видимо, настолько это было все естественно, что он меня остановил и сказал, что берет на свой курс. Вот так я попала во ВГИК», — рассказывает Лариса Лужина.

Театр

Получив диплом о высшем образовании, Лариса стала актрисой Театра-студии Киноактера, где продолжает служить по сей день. Среди ее последних работ — роль Квашни в пьесе Максима Горького «На дне» Эдуарда Марцевича.
В новом антрепризном театре Союза кинематографистов «Артефакт» Лариса Анатольевна играет в спектакле режиссера Геннадия Шапошникова «Театральный анекдот», поставленном по мотивам пьесы Николая Калиты «Курица».
На сцене «Ангажемент» артистка играет Шамраеву в чеховской «Чайке». Подготовила моноспектакль по пьесе Владимира Дьяченко «Женщина в стиле осень», посвященный теме женского одиночества. Премьера постановки с успехом прошла в ЦДРИ и театре Спесивцева.

Кинематограф

Еще студенткой Лариса сыграла в военной драме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах», который принес ей всенародную известность.
Картина «На семи ветрах» была продемонстрирована на Каннском кинофестивале в 1962-ом году. Затем с показами этого проекта были поездки в Чехию, Швецию, Польшу и Иран.
Далее Лужина снялась в нескольких лентах производства ГДР. Немецкий режиссер Иоахим Хюбнер увидел ее на экране «На семи ветрах» и пригласил для съемок в многосерийный фильм «Доктор Шлютер», где актриса сыграла одновременно две главные роли: антифашистку Еву и ее дочь Ирену, которая после гибели матери продолжает борьбу в антигитлеровском подполье.
За время работы в ГДР Лариса Лужина появилась в шести картинах, а также впервые исполнила роли из русской классики — Марья Николаевна в «Вешних водах» и Варвара Павловна в «Дворянском гнезде» по произведениям И.С. Тургенева.
В 1966 году артистка снялась в приключенческом фильме Станислава Говорухина про альпинистов «Вертикаль». Она предстала в образе врача Ларисы. На съемочной площадке произошло знакомством с Владимиром Высоцким. Тогда же Лужина стала прототипом персонажа его песни «Она была в Париже».
В тот период актриса получала немало предложений от режиссеров. Лариса сыграла заметные роли в таких картинах, как: «Гонщики», «Золото», «Главный свидетель», «Четвертая высота», «Расмус-бродяга», «С любимыми не расставайтесь», «Сыщик», «Петербургские тайны» и многих других.
Следующей крупной работой Лужиной стал фильм «Так начинается легенда». Ей досталась героиня Анна Тимофеева — мать Юрия Гагарина. Для того чтобы войти в образ, артистка съездила в Гжатск и познакомилась с мамой первого космонавта: «Она встретила меня очень тепло. Жила она в небольшом каменном одноэтажном домике, который ей построили. В старом доме с маленьким садиком устроили Музей, который в принципе Анна Тимофеевна и содержала: принимала туристов, проводила экскурсии, убирала, мыла. Обычная, простая русская женщина. Я хотела запомнить ее жесты, манеру поведения. Потом на съемках мне это все пригодилось».
После кризиса 90-х годов вернулась и начала активно сниматься в телесериалах. Среди ее трудов — «Ночь на кордоне» — Дарья Петровна, «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» — Прасковья Долгорукая, «Марш Турецкого-3» — Маргарита Германовна, «Охота на изюбря» — судья Баланова, «Юнкера» — Лидия Васильевна, «Любовь как любовь» — Татьяна Лобова, «Маруся» — Тамара Береговая, «Срочно в номер-2» — Наталья Сергеевна, «Улыбка судьбы» — Надежда Павловна, «Если ты не со мной» — Таисья Никитична.

Режиссер

После распада СССР Лариса Анатольевна осталась без работы, закрылся Театр Киноактера. Она заняла у знакомого небольшую сумму денег и создала спектакль «Театральный анекдот», с которым ездила по территории России.

Педагог

Лужина преподавала актерское искусство в Московской детской академии народного художественного творчества «Россия» при Департаменте образования Правительства Москвы. «В 90-е годы, когда надо было как-то выживать. Но я поняла, что это все-таки не мое. Это такой тяжелый труд! К каждому занятию надо готовиться, ведь если детям предложишь выполнять тот же самый этюд, что и прежде, им станет скучно. Мне это было тяжело, порой фантазии не хватало. Надо было очень много читать, чтобы отвечать на любой вопрос по истории театра и кино. Четыре года я там работала, но радости мне это не доставляло. И, когда мне предложили преподавать в Университете культуры, я отказалась», — поясняет Лариса.

Озвучивание

Помимо работы в кино и театре, народная артистка занимается дубляжом. Она озвучивала фильмы «Франсуаза или супружеская жизнь», «Оцеола: Правая рука возмездия», «Секрет великого рассказчика», «Текумзе» и американский мультфильм «Гроза муравьев».

Актриса была замужем четырежды. Первый муж — Алексей Чардынин, кинооператор. Они были вместе со второго курса института.
По словам Лужиной, у них была большая любовь: «Когда говорят, что разлука укрепляет любовь, я не согласна. На самом деле она людей разъединяет. Я почти 4 года снималась в Германии. На один-два дня приеду — и снова на съемки… А Алеша очень красивый парень, высокий, на него вешались девочки, дай бог как! Он тоже устоять особо не мог в этом плане, любил выпить, был компанейский очень. Он меня ревновал, я его ревновала. На этой почве и происходили конфликты. Вплоть до мордобития — все было в нашей жизни. Пришлось расстаться». Вместе супруги прожили семь лет.
Артистке приписывали роман с Владимиром Высоцким, однако, по признанию Лужиной, они были просто друзья и партнеры по съемкам: «Володя в шутку и за мной, и за Ритой Кошелевой ухаживал. Но у меня и муж был, и еще мне тогда нравился Саша Фадеев. Володя мне интересен был просто как человек. А он… Может, у него что-то и было ко мне, кто знает».
Во время съемок «Вертикали» он написал Ларисе песню, ставшую впоследствии знаменитой — «Куда мне до нее, она была в Париже». Песня была основана на ее рассказах о заграничных поездках. После фильма «Вертикаль» с Высоцким она общалась только два года: в 1968 году Лужина рассталась с первым мужем, и Владимир, который был его другом, из мужской солидарности отношения с ней прервал.
Второй супруг — Валерий Шувалов — кинооператор, снявший «Интердевочку», «По главной улице с оркестром», «Экипаж», «Сказку странствий». В браке родился сын Павел, который работает звукорежиссером на киностудии «Мосфильм».
Актриса вспоминает, что роды были очень тяжелыми: «Я Пашку в 32 года уже родила. Хотя из-за инсульта мне вообще нельзя было рожать. А не рожать — тоже нельзя, если сделать аборт, вообще могло не быть детей. Я помню роды до сих пор, настолько тяжелыми они были, ребенка тащили щипцами».
Когда сыну было 6 лет, Лужина ушла от мужа, увлекшись сценаристом Владимиром Гусаковым. Он и стал третьим избранником артистки. В союзе прожили десять лет, а затем Владимир объявил ей, что любит другую женщину, и ушел от нее.
Четвертый муж — Вячеслав Матвеев, администратор. Как рассказывает актриса, это был ее самый неудачный брак: «Совершенно чужой для меня человек, мы были просто диаметрально противоположные натуры. Единственное — я этому человеку благодарна за то, что он меня вытянул из депрессии после ухода третьего мужа. Он был палочка-выручалочка. Я просто зацепилась за него, и все… Это была моя большая ошибка».
В настоящее время Лариса Лужина живет одна и замуж не планирует: «Мне много раз предлагали руку и сердце, сейчас предлагают. Но… Молодых я не хочу, потому что вижу себя в зеркало. Нужно себя будет в такой идеальной форме держать… Лень этим заниматься. А мужчины моего возраста… Я с ними могу дружить, сходить в театр, на мероприятие. Но, чтобы он со мной рядом пыхтел в кровати… Какой-то старпер рядом мне неинтересен».
У актрисы трое внуков — Даниил, Матвей и Прохор.
О подробностях личной жизни Лариса Лужина рассказала в программе Бориса Корчевникова «Судьба человека».

Интересные факты

  • Лариса Анатольевна долгое время входила в состав правления ЦДРИ, является председателем женского клуба «Сударыня».
  • 6 февраля 2012 года актриса была официально зарегистрирована в качестве доверенного лица кандидата в президенты РФ Владимира Путина.

Интервью

Случай в Каннах

«В 1962 году на кинофестиваль в Канны с картиной «На семи ветрах» отправилась наша делегация. Вместе с мэтрами Сергеем Герасимовым, Станиславом Ростоцким, Львом Кулиджановым, Юлием Райзманом поехали и мы, молодые актрисы — я и Инна Гулая.

На фестивале произошел случай, чуть было не стоивший мне дальнейшей карьеры. На приеме один из присутствующих предложил станцевать твист. Этот популярный в те годы танец в Советском Союзе считался безыдейным и непристойным, но вгиковские студенты втихаря его отплясывали. Я пыталась отказаться, но Герасимов подтолкнул: «Иди, танцуй. Моя ученица должна уметь делать все».

Когда мы вернулись домой, на столе у министра культуры Фурцевой уже лежал французский журнал «Пари Матч» с моим фото и заголовком «Сладкая жизнь советской студентки». Разъяренная Фурцева вычеркнула мою фамилию из списка на дальнейшие поездки. И снова спас Герасимов. Сергей Апполинарьевич пришел на прием к министру и заявил: «Это моя ученица, я ей разрешил танцевать».

Первые поездки за рубеж

«В страны социалистического лагеря нас выпускали — в ГДР, в Польшу. Между прочим, многих советских актеров и актрис приглашали в Голливуд, просто об этом никто не знал, а сейчас многие пишут об этом в своих воспоминаниях. Первая моя заграничная командировка была в Германскую Демократическую Республику. Я не понимала, почему пригласили меня, а не взяли какую-нибудь немецкую актрису на эту роль. Оказывается, помогла картина «На семи ветрах», потому что немецкий режиссер увидел этот фильм и сказал, что ему нужна именно такая героиня, как я. Я снималась в Германии два года. Фильм назывался «Доктор Шлютер». Это была очень популярная картина, мы с ней даже были на фестивале телевизионных фильмов в Праге, куда привезли и советские картины — «Адъютант его превосходительства», «Ставка больше, чем жизнь».

Новое кино о войне

«Я от этого не в восторге. Возможно, старые фильмы, действительно слишком наивны и прямолинейны. Но мне кажется, что они более реальные, настоящие, а нынешние — некая игра в войну. Не трогает, не волнует. Помните кадр из «Судьбы человека», когда мальчик кидается на шею героя Сергея Бондарчука с криком «папка!»? Мороз по коже шел! Сейчас так едва ли кто сможет снять. Казалось бы, и режиссер, и актеры все делают правильно. Но у меня ощущение, что это не глубоко. Нет искренности, душевности, цельности, которые были в наших прежних фильмах о войне. Тогда многие режиссеры, сценаристы, операторы, актеры сами прошли дорогами войны. И их фильмы были особенными: в них ощущается личная причастность к этой сложной, трагической теме. Я тоже ребенок войны, хоть ее и не помню. Но мама мне много рассказывала о ней, и я на себе ощутила ее последствия: голод, разруху, неустроенность».

Любимая роль

«Наверное, в фильме «На семи ветрах». Не скажу, что она как-то раскрыла мои творческие способности. Но в этой киноленте все сошлось: моя молодость, прекрасный режиссёр, необыкновенная актерская команда. И, конечно, надежды на счастливую творческую жизнь. А такой старт бывает не у всех».

Сериалы «за» или «против»

«Я на них зарабатываю. И, кстати, к ним очень хорошо отношусь. Сериалы нас, актеров, материально поддерживают. Конечно, их можно ругать, но я считаю, что если артист будет себя достойно чувствовать на площадке, не халтурить, то все получится. Сейчас многие заслуженные и народные актеры в сериалах снимаются. Играют так, что глаз не оторвать. Взять хотя бы сериал «Любовь как любовь» — 320 серий. Мне до сих пор люди говорят, что, когда мы с Сережей Никоненко появлялись в кадре, было интересно смотреть. В этот сериал на роли пробовались многие актеры. К примеру, Александр Михайлов не прошел кастинг. Сказали, что он слишком красив для деревенского мужика. К кастингам нормально отношусь, ведь современные кастинги — это советские пробы. Раньше мы никогда не возмущались и не стеснялись, понимали, это часть работы.

Отказываться от «сериальной» работы не хочу. Во-первых, она мне нравится. Во-вторых, на мое место найдутся другие актрисы, а я тут же буду забыта. Возможно, больше и не позовут. Таковы реалии сегодняшнего кинобизнеса. Роли достаются с трудом, и я ими дорожу. Хотелось бы сняться в полном метре, но таких предложений пока нет».

Народная медицина

«К народной медицине я отношусь положительно. Но чаще всего мне проще принять таблетку, хотя и понимаю, что это «химия», что она совсем не полезна. И все же иногда пользуюсь дарами природы. Мой любимый рецепт — банный веник из крапивы. Прежде чем его использовать, его надо, конечно, подержать в горячей воде, чтобы не был таким жгучим. Веник получается мягкий, им нельзя хлестать себя, как березовым, но зато листья крапивы можно накладывать на больные суставы, и это очень помогает».

Премии и награды

  • Орден Дружбы (2009)
  • Народная артистка РСФСР (1989)
  • Заслуженная артистка РСФСР (1969)
  • Лауреат Национальной премии ГДР «Золотая ветвь телевидения ГДР» за роли в сериале «Доктор Шлютер» (1965)
  • Медаль «За трудовые заслуги»

По материалам Википедии и сайтов: teatrkinoaktera.ru, kino-teatr.ru, vokrug.tv, zhar-ptica.com, kinopoisk.ru, aif.ru, .ormvd.ru.

Фильмография: Актриса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *